К основному контенту

Инфогеополитика: представление

Продолжим разбор концепции инфогеопространства. Так как геополитика - это попытка "скрещивания" географии и международной политики, она непременно требует различного рода графических представлений, прежде всего в виде географических карт.
Возьмём, например, концепцию "столкновения цивилизаций" Самюэля Хантингтона, популяризированную им в 1990-х годах. В одноимённой книге Хантингтон приводит следующее географическое представление современных мировых цивилизаций, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом:


Как видно, цивилизационные пространства в понимании Хантингтона имеют конкретную географическую привязку, цивилизации имеют собственные границы, вдоль которых, по его мнению, разгораются различного рода конфликты. Хотя сам Хантингтон себя не относил открыто к каким-либо теоретическим направлениям в международных отношениях, его концепция уже стала одним из канонических примеров "новой", пост-холодновоенной геополитики.
Можно ли подобным образом представить инфо-геополитические пространства?
Как было сказано в предыдущей статье, инфогеопространства не имеют чётких границ. Точность их определения напрямую зависит от уровня исследования, а также степени редукции тематического охвата: чем меньшую по площади территорию и чем меньший набор тем мы исследуем, тем точнее будет определение пространства. Так как инфогеопространство привязано к людям и их сознанию и не существует отдельно от них, разграничение, подобное предложенному Хантингтоном для своей концепции, не подходит, хотя Хантингтон, по сути, тоже обозначил своими "цивилизациями" определённые инфогеопространства, пускай и в достаточно общей форме.
Но как можно представить статическую карту инфогеопространства, если люди постоянно находятся в движении? На самом деле главное в данном вопросе для национальной безопасности - это выявление неоднородностей в инфогеопространстве, нахождение "нездоровых" конфигураций, серьёзно нарушающих однородность паттерна. Так как конфигурации по мере удаления от их центров переходят в другие конфигурации плавно, инфогеопространство можно представить на карте с помощью широко используемого на физических и метеорологических картах приёма - изолиний.

В качестве примера возьмём Украину - страну с высокой степенью неоднородности инфогеопространства. Климатическая карта Украины выглядит следующим образом:


Красные и синие линии на данной карте - изотермы, соединяющие точки на территории Украины с одинаковой средней температурой, соответственно, в июле и январе. Цветные зоны, разделённые изогиетами, показывают среднегодовое количество осадков в разных регионах Украины. Последние особенно хорошо показывают разницу в количестве осадков между например, Карпатами и северной частью Крымского полуострова.
Схожую карту можно создать и для инфогеопространства. Изолинии на такой карте будут соединять точки со схожим процентным соотношением мнений людей по определённым вопросам на данной территории. Возьмём, к примеру, карту с результатами голосования во втором туре президентских выборов 2019 года по округам:


Эта карта на первый взгляд кажется весьма однородной, а Владимир Зеленский согласно ней - безоговорочный лидер мнений во всех украинских регионах, кроме Львовской и Тернопольской областей. Однако, если ознакомиться с результатами выборов на сайте центральной избирательной комиссии (https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp300pt001f01=719.html), то становится видно, что Украина не была настолько однородно зелёной, как кажется.
И именно здесь в игру вступают изолинии. Взгляните на эту карту, составленную мной собственноручно (за качество прошу прощения, так как карта рисовалась с помощью PowerPoint и Paint):


Данная карта, похожая на топографическую, на самом деле отражает результаты президентских выборов по округам, где изолинии приблизительно отображают границы, на которых процент проголосовавших за Зеленского кратен пяти (т. е. 90%, 85%, 80%, 75% ...). Эта карта гораздо нагляднее отображает неоднородность общественного мнения в Украине.
Самая высокая поддержка Зеленского во втором туре наблюдалась в восточных и южных районах Харьковской области, в неоккупированных районах Луганской области, Мариуполе, окрестностях Мелитополя и в Буджаке (южная часть Одесской области). По мере перемещения с юга и востока на запад предпочтения населения смещаются больше в сторону Петра Порошенко.
На этой карте видно несколько любопытных моментов, которые не показывает первая карта. Во-первых, это, вопреки ожиданиям, неоднородная конфигурация в Донецкой области. Она, правда, вызвана тем, что большая часть территорий некоторых округов, в которых состоялось голосование, находится под оккупацией. Например, в 51 округе, формально включающем в себя территорию города Горловки, население которого сегодня составляет около 250 000 человек, во втором туре выборов проголосовало всего лишь 511 избирателей - большая часть города находится под контролем ДНР. Из этих 511 человек за Зеленского проголосовало только 65,15%. Так как указанная выше карта не учитывает явку, в Донецкой области виден "холм". Стоит также учитывать немалое количество военных в прифронтовых округах, которых активно поддерживал и поддерживает Порошенко.
Во-вторых, заметная "горка" видна в Винницкой области, которая достигает вершины именно в Виннице. Причиной, по которой Винницкая область так заметно выделяется среди соседей, скорее всего является то, что политическая карьера Порошенко начиналась в Виннице, а бывший его близкий сподвижник Владимир Гройсман был раньше мэром Винницы - города, известного в Украине своим повышенным уровнем благоустройства.
В-третьих, это неоднородность западных регионов. Хотя западные области традиционно известны своей националистической позицией, очевидно, что позиции Порошенко сильны только в районе исторической Галиции. При этом, если резкий переход между Житомирской и Хмельницкой областями с одной стороны и Ровненской и Тернопольской областях в целом традиционен, то "провал" между Львовской и Закарпатской, Волынской и даже Ровненской областями является довольно знаковым. Закарпатская область по уровню поддержки Зеленского оказалась на одном уровне с Сумской - это можно объяснить непопулярными среди национальных меньшинств мерами, допущенными при президентстве Порошенко. Последнее особенно заметно по тому, что максимум голосования за Зеленского в Закарпатье наблюдается в окрестностях города Берегово - месте компактного проживания венгров, где они составляют большинство населения, и которые особенно негативно восприняли языковой закон, принятый при Порошенко. С Черкащиной и Черниговщиной также сравнилась Черновицкая область - место компактного сосредоточения румын и молдаван.
Незначительные аномалии наблюдаются также на севере Житомирской и северо-западе Волынской областей: там вопреки общему тренду на усиление поддержки Порошенко по мере продвижения на запад наблюдается небольшое усиление поддержки Зеленского. Север Житомирской области - район Овруча и Коростеня - традиционно известен точкой зрения, отличной даже от остальной Житомирской области. К примеру, во втором туре президентских выборов 2010 года наблюдалась схожая картина:


Север Житомирской области выбрал Януковича несмотря на высокую поддержку Тимошенко в окрестных регионах. В 2019 году север Житомирской области отличился большей поддержкой Зеленского. Параллели с 2010 годом видны в Закарпатье, на Буковине и на севере Сумщины.

В целом, составленная мною карта является примером того, как можно отображать инфогеопространство. Стоит подчеркнуть, что президентские выборы 2019 года в Украине являются лишь примером. Тем не менее, и по такой карте сразу видно, на население в каких регионах следует обратить особое внимание. Каждый кандидат в президенты несёт определённый набор взглядов и обещаний, наложение которых на выборы можно рассматривать как определённую форму национального опроса. Поэтому нынешнему руководству Украины необходимо старательно находить баланс между восточным и западным населением, чтобы сгладить эти разрывы в украинском инфогеопространстве, даже несмотря на то, что Украина в 2019 году выглядела гораздо более однородной, чем раньше. Раньше переманить на свою сторону западный электорат, будучи выходцем с востока, удавалось только Кучме в 1999 году благодаря разделу Черноморского флота и решению вопроса о статусе Крыма принятием отдельной крымской конституции (хотя последовавший "кассетный скандал" 2000 года и другие непопулярные действия добили рейтинг Кучмы и вновь отвратили от него западных избирателей).

Описанную модель представления инфогеопространства можно применять для любых случаев. Ввиду многогранности общественного мнения, однако, перед оценкой любого инфогеопространства необходимо проводить тематическую редукцию, т. е. ограничение категорий вопросов, по которым исследуется инфогеопространство, а также редукцию полюсов, т. е. максимально возможное ограничение возможных вариантов максимумов и минимумов на карте. Идеальным является случай, когда цветовые максимумы на карте только двух цветов; иными словами - когда существуют два диаметрально противоположных мнения по одной теме и условно неограниченное число процентных соотношений между ними (как в представленном примере со вторым туром украинских президентских выборов 2019 года). Однако, полюсов может быть и больше двух - главное, чтобы количество полюсов делало инфогеополитическую оценку как можно более информативной.

О том, как государство может проводить инфогеополитическую оценку на своей территории и будет следующая статья из серии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоративными, чем полноценными, так как на них

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника является устаревшей и требует замены либо модернизации. Да, это правда: б