Социал-демократы в Европе
Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократы входят в правящие коалиции, как правило т. н. "большие" коалиции с участием партий различного толка. Такие случаи наблюдаются в Австрии, Чехии, Эстонии, Финляндии, Германии, Ирландии, Люксембурге, Молдове, Нидерландах, Сан-Марино и Швейцарии.
Суть социал-демократии
Социал-демократия получила развитие после Второй мировой войны. До этого в межвоенной Европе, где демократия всё ещё оставалась, между собой соперничали преимущественно социалисты - предшественники социал-демократов - и особо модные в то время христианские демократы. Социал-демократия - это адаптированная под западные нормы форма классического социализма. Старые социалистические партии отличались от новых социал-демократических особой, радикальной и даже революционной риторикой, которая почти напоминала риторику коммунистических партий. Но в виду начала Холодной войны западные социалистические партии стали постепенно отказываться от радикально левой риторики и превратились в социал-демократические, хотя суть их идеологии в корне не поменялась. Западнонемецкая СДПГ, например, от революционной риторики отказалась лишь в 1967 году - приблизительно в то время, когда её лидером стал Вилли Брандт.
Вообще, от революционных идей социалисты отказались уже после Октябрьской революции в России. Большевизм в большей части Европы считали злом без оправданий и попытки воплотить революцию в действии считались антигосударственными. Поэтому революционная и вдохновлённая риторика социалистов не сопровождалась такими же радикальными преобразованиями. Когда началась Холодная война необходимо было противопоставить себя социалистическим партиям восточного типа (которые, по сути, были коммунистическими, несмотря на более "умеренные" названия). Так и возникло понятие "социализма с демократическим лицом". Позже, правда, возник ещё и демократический социализм, который представляет из себя более радикальное левое течение, чем социал-демократия, и менее радикальное, чем коммунизм.
Понятие "социал-демократия" - это "социализм" + "демократия". "Социализм" - от латинского слова socium ("общество"), "демократия" - от греческого δεμος ("народ", "люди"). Получается некая идеология "для общества, для людей". Это и есть суть социал-демократии. Социал-демократическая власть работает на общество, инвестируя огромные деньги во всякие социальные блага. Такая власть пытается помочь гражданам всем, чем только может, помочь обустроить их жизнь, сделать её комфортной. По мнению социал-демократов, конкурирующие с ними либералы и консерваторы просто "бросают людей на произвол судьбы", в то время как социал-демократы заботятся о людях. Социал-демократическая власть обычно является сторонником массивных социальных выплат, которые часто являются нетрудовыми. Страны с процветающей социал-демократией обычно становятся излюбленным местом переселения иммигрантов. Собственно это и есть первые минусы социал-демократии.
Чем плоха социал-демократия?
Уверен, многие с моей позицией не согласятся, посчитав её однобокой. На это могу заявить лишь то, что и остальные политические течения не без минусов. Увы, но идеального рецепта распоряжения государственным бюджетом политики ещё не придумали. Поэтому гражданам на каждых выборах даётся, собственно, выбор: либо больше социальных выплат, но и больше регулирования, либо меньше выплат, но больше свободы.
В некоторых странах социал-демократам удалось удерживаться у власти очень долгое время, благодаря особому менталитету местного населения. Разумеется, сейчас многие вспомнят Швецию и её знаменитую "шведскую модель социализма".
Швеция - очень любопытная страна. Особенно интересной она, по-моему, является для социологов. В Швеции я был однажды в качестве туриста. Лишь на пару дней и преимущественно в Стокгольме. Когда я оказался в Швеции, моё внимание сразу же привлекли любопытные схожести с нашими родными краями: указатели на дорогах точь-в-точь такого же формата, как и у нас, в Беларуси - синие, со скругленными углами, и с названиями городов и сёл из больших белых букв; а также высотные многоквартирные дома, напоминающие наши "хрущёвки" и "брежневки" в модернизированном варианте. Был там и пресловутый скандинавский стиль, ныне популярный в Прибалтике, но его было не так много по сравнению с более старыми, чётко социалистическими проявлениями. Несколько удивил и микрорайон, в котором я проживал в течение двух дней - Багармоссен. Этот микрорайон, явно предназначенный для представителей небогатых слоёв, очень напоминал наши спальные районы, только, опять же, несколько более продвинутые, но в целом с той же изнанкой.
"Родные" указатели |
Один из дворов в Багармоссене |
Квартирка-студия, в которой я жил, поразительно походила на однокомнатную квартиру в каком-нибудь не самом фешенебельном гомельском микрорайоне. Там даже были чугунные сковородки совсем как в СССР, старенькая электроплита марки Electrolux и старенький холодильник той же марки, очень напоминавшие ранние изделия донецкого "Норда" или минского "Атланта" и брестского "Гефеста". Я был в восторге от таких феноменальных схожестей с нашим бытом. При этом в самом городе всё вокруг буквально "излучало" технический прогресс. Я бы сказал, что Швеция - это, в каком-то смысле, "хард-версия" Беларуси.
Но на фоне всего этого я забыл про ещё одну вещь, на которую я тоже сразу обратил внимание - это большое количество попрошаек, особенно у выходов из станций метро. Попрошайки были преимущественно нескандинавской внешности и все до единого были неоригинальны в способе попрошайничества: все они просто старались как можно громче звенеть монеткой, положенной в одноразовый бумажный стакан. Мне это, честно говоря, действовало на нервы. В отличие от попрошаек, к которым привыкли мы: бездомных или малоимущих людей, которые либо молча сидят с табличками и без, либо притворяются глухими, либо придумывают причину, по которой мы им должны дать деньги - шведские попрошайки, несмотря на бедный вид, выглядели скорее вымогателями, чем попрошайками. Абсолютно ничего не говорящие, с угрюмыми, чуть ли не ненавидящими лицами, тарабанящие монеткой в стакане - им даже не хотелось ничего давать, глядя на их агрессивные лица.
Это и были подлинные лица "шведского социализма", или, вернее, лица его жертв. На фоне всех прекрас шведской столицы я бы и не вспомнил о них, если бы не прочитал статью о гомельском путешественнике-автостопщике на "Онлайнере" (ссылка: http://gomelnews.onliner.by/2015/01/27/i-krym-i-rim/). Парень упомянул именно этих попрошаек, а также ещё пару фактов об оборотной, незаметной для неживущих там людей стороны "шведского социализма".
Разумеется, каждая модель имеет минусы. Но я просто хочу приостановить тех, кто этой моделью беззаветно восторгается. По сути, "шведский социализм" - это такая же модель "на выживание", как и противоположные ему либерализм и консерватизм. Технологический уровень, которого достигла Швеция, обеспечен огромными налогами и чрезвычайно высокими ценами. При этом в стране действует приблизительное равенство доходов. Однако, несмотря на все прикрасы, Швеция уже не является экономически независимым государством. В 1995 году она вступила в ЕС как раз из-за экономических проблем, связанных с общим кризисом в западных странах и распадом социалистического блока. Швеция связала себя с европейскими странами, став частью общего рынка, а шведские компании были вовлечены в тесные связи с потребителями в других европейских странах. В итоге, "шведский социализм" показал свои плохие стороны. Те, кто сумел войти в ритм системы доходов и налогов, который устанавливала система "шведского социализма", жили спокойно, хотя манёвра для индивидуального финансового развития оставалось мало из-за доходной "уравниловки". Те же, кто в ритм не попадал, оказывались в крайней нищете, оставшись без денег посреди огромных цен и налогов. При этом удержаться на плаву практически нереально без осознания принципов шведского менталитета. Именно в этом состоит главный и серьёзный минус "шведского социализма" и социал-демократии в целом: если ты не умеешь плавать, то спасательный круг тебе никто не кинет. Недаром в шоу на итальянском ТВ (а Италия известна своей щедрой, но часто нерациональной социальной политикой) часто можно увидеть плачущих домохозяек, которые имеют проблемы с выплатой налогов, так как нарушился их доходно-расходный цикл.
Социал-демократия - она номинально для всех. Но не все реально могут выжить в этой системе, она не для каждого, в ней нет настоящей свободы мысли и действий. Я в ней разочаровался.
Тут не влажно и мокро, тут МИРОВОЙ ОКЕАН ВОДЫ
ОтветитьУдалить