Кому режим продаёт технику?
Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.
Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника является устаревшей и требует замены либо модернизации. Да, это правда: большая часть техники - например, все белорусские танки - достались Беларуси от СССР и по сравнению с более современными аналогами российского, украинского и западного производства являются очень старыми. Из 1465 (!) белорусских танков Т-72 используются только около 250-ти, а все 92 танка Т-80В в 2010-12 годах были проданы Йемену (по данным SIPRI). Большую часть своего "наследия" Беларусь за почти четверть века независимости распродала преимущественно странам третьего мира. Любопытный факт: Беларусь является 16-м крупнейшим экспортёром оружия за период 1992-2013 гг., уступая США, России, Германии, Франции, Великобритании, Китаю, Нидерландам, Италии, Украине, Израилю, Швеции, Испании, Швейцарии, Канаде и Южной Корее. Пики продаж приходятся на вторую половину 1990-х гг. и на 2013 год.
Страны, которым Беларусь продавала своё вооружение в 1992-2013 гг.: Алжир, Ангола, Армения, Азербайджан, Китай, Кот-д'Ивуар, Джибути, Демократическая Республика Конго, Эритрея, Эфиопия, Венгрия, Иран, Ирак, Марокко, Непал, Нигерия, Пакистан, Перу, Руанда, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия, Туркменистан, Уганда и Йемен - этот список может быть неполон (данные SIPRI).
Страны, в которые Беларусь поставляла оружие в 1992-2013 гг. |
Нетрудно заметить, что среди этих стран полно "неудобных" для Запада, среди них Иран, Сирия, Армения, Китай, Йемен, Судан, Эритрея. Кроме того любопытно то, что Беларусь по данным SIPRI не поставляла оружие своим дружественным режимам в Латинской Америке - Венесуэле, Эквадору, Боливии, Кубе, Никарагуа. Зато Перу во времена правления президента Альберто Фухимори было одним из крупнейших покупателей белорусского оружия - конкретно истребителей МиГ-29, штурмовиков Су-25 и ракет для этих самолётов - причём покупки техники Перу были обусловлены недавним вооружённым конфликтом с тогда ещё проамериканским Эквадором. Нету и свидетельств продажи техники саддамовскому Ираку - хотя вполне вероятно, что эти данные просто не попали в руки SIPRI.
Ещё одним интересным фактом является продажа самолётов и вертолётов Кот-д'Ивуару в 2003 году. Президентом этой страны в то время был Лоран Гбагбо, режим которого не любило большинство ивуарийцев и особенно не любила Франция, которая считала своим долгом поддержать оппозицию в гражданской войне 2002-2007. Беларусь, естественно, из прагматических соображений, продала технику режиму Гбагбо. Деньги РБ получила, но поставленные самолёты и вертолёты вскоре постигла печальная участь: в 2004 году, в качестве мести за нападение ивуарийской армии на базу французских миротворцев, в результате чего были убиты 9 французов, Франция полностью уничтожила ивуарийские ВВС, включая бывшую белорусскую технику. 4 штурмовика Су-25, 1 транспортный Ан-12, 2 боевых вертолёта Ми-24В, и транспортный Ми-8Т были буквально выброшены "коту под хвост", но Беларусь за них получила деньги.
Белорусские СМИ об этом мало говорят, но ещё одним крупным покупателем старой белорусской техники является Судан, президентом которого уже 25 лет неизменно является Омар аль-Башир, которого США обвиняет в поддержке международного терроризма. Последней сделкой была продажа 12-ти снятых с вооружения в РБ бомбардировщиков Су-24. История белорусских поставок оружия в Судан началась в 1996 году. Во внешнеполитических приоритетах Беларуси Судан особо не фигурирует, поэтому поставки техники можно списать, как и в случае с Кот-д'Ивуаром, на прагматические цели. В период с 1983 года по наши дни в разных регионах Судана непрерывно продолжаются военные действия. Самыми известными войнами являются война в Дарфуре и в Южном Судане (который с 2011 года является независимым государством). Таким образом, бывшая белорусская техника очень вероятно используется по назначению. Прагматизм Беларуси при продаже оружия Судану подтверждается ещё и тем фактом, что Беларусь в тот же период поставляла оружие Эритрее, Эфиопии и Уганде, которые открыто поддерживали южносуданских и дарфурских повстанцев в войне против официального Хартума.
Поставки оружия Беларусью редко влияют на отношения со странами третьего мира. Например, в 1998 году Беларусь продала Эфиопии 40 танков Т-55 - как раз накануне войны с Эритреей, в которой, по разным данным, погибло от 70 до 300 тысяч человек. Это была кровопролитная война, на которую обе страны - одни из беднейших в мире - потратили сотни миллионов долларов и десятки тысяч жизней ради одного небольшого спорного городка, который в конце концов достался Эфиопии, хотя комиссия ООН после войны объявила город Бадме эритрейским.
Несмотря на фактическую неосознанную поддержку Эфиопии в войне с Эритреей, в 2005-07 годах Беларусь продала Эритрее 70 единиц ЗРК "Печора", 2 единицы ЗРК "Нева" и 9 единиц РСЗО "Ураган". Эта сделка трагикомична тем, что основным поставщиком воздушной техники, против которой и используются ЗРК (зенитно-ракетные комплексы), в Эфиопию является Россия. Ещё более до грусти смешным фактом является продажа двух вертолётов Ми-24П Эфиопии в 2000 году - т. е. бывшие белорусские ЗРК могут быть использованы против бывших белорусских вертолётов (если уже не использованы).
Из более близких вариантов парадоксальных поставок является экспорт техники в Азербайджан и Армению. В период с 2005 по 2012 год Беларусь продала Азербайджану, с которым у Беларуси нету каких-либо военных договоров, 153 танка Т-72М1, 12 артиллерийских установок 2С7 "Пион", 11 штурмовиков Су-25 и 30 гаубиц Д-30. Армении, которая является членом ОДКБ, Беларусь за этот же период поставила всего лишь 10 гаубиц Д-30. Очевидно, Азербайджан больше ценен для Беларуси, т. к. он помог поставками нефти во время похолодания отношений Беларуси с Россией в 2007-10 годах, в то время как Армения Беларуси не может предложить ничего. Но все мы помним про нерешённую проблему Нагорного Карабаха, благодаря которой Азербайджан теперь обладает огромной модернизированной армией.
Интересным моментом была поставка двух транспортных вертолётов Ми-8МТ в Непал в 2003 году. Вертолёты были предоставлены непальской вооружённой полиции для борьбы против маоистов (в то время Непал ещё был королевством). Самым интересным в этой сделке является то, что она была профинансирована Великобританией (!) с условием, что вертолёты не будут использованы в наступательных военных операциях. Трудно сказать, что стало с вертолётами, но маоисты в войне против королевства победили - в 2008 году Коммунистическая партия Непала победила на выборах и провозгласила республику, покончив с многовековой монархией.
Беларусь отметилась поставками техники не только сомнительным режимам. В 1996 году Беларусь совершила одну из первых крупных сделок, продав 100 танков Т72-М1 Венгрии за 13 миллионов долларов. Венгрия затем в 1999 году вступила в НАТО, а бывшие белорусские танки до сих пор состоят на вооружении - правда, активно используются лишь 32 из них, остальные были переведены в резерв либо превращены в тренировочные цели.
Продавала ли Беларусь технику до Лукашенко?
Массовая продажа оружия стала прерогативой Беларуси уже при Александре Лукашенко. Но начало продажам было положено ещё до того, как Беларусь стала президентской республикой, большинством мирового сообщества определяемой как авторитарное государство. Во время короткого демократического периода 1991-95 гг. Беларусь успела совершить две поставки военной техники в Африку.
Самой первой поставкой независимой Беларуси была продажа 21-го БМП-1 Анголе через болгарскую компанию в 1993 году. Как видно, в то время, когда и Беларусь, и Болгария находились в вакууме между НАТО и Россией, ничто им не мешало сотрудничать в довольно противоречивых делах. В принципе, Ангола для обеих стран была бывшим союзником. Только если СССР до распада был заинтересован в победе МПЛА в гражданской войне и даже отправил туда свой контингент, то для Беларуси эта война уже не представляла никакого политического интереса. Позже, в 1999-2000 гг., когда война в Анголе уже подходила к мирному завершению, уже лукашенковская Беларусь продала неизменно душ-сантушевской Анголе много старых танков, самолётов и артиллерии. Вполне возможно, что режим Эдуарду Душ-Сантуша в какой-то степени держится на бывшей белорусской технике.
Если в Анголе белорусские БМП были с большой вероятностью использованы в боях Луанды с повстанцами из УНИТА, то вторая из "демократических" поставок была направлена против повстанцев в другой африканской стране, в то время терзаемой гражданской войной - Сьерра-Леоне. В 1995 году Беларусь поставила в эту страну два вертолёта Ми-24 для борьбы с повстанцами из Объединённого революционного фронта, который поддерживала дружественная режиму Лукашенко Ливия вместе с Либерией и Буркина-Фасо. Оба вертолёта были отправлены вместе с белорусским экипажем - так что Беларусь отчасти приняла прямое участие в долгой войне, которая закончилась в январе 2002 года спустя почти 11 лет после начала поражением повстанцев.
Конечно, режимы в Анголе и Сьерра-Леоне, как и большинство других африканских режимов, противоречивы по своей натуре, однако в данном случае поставки военной техники, в том числе Беларусью, помогли правительствам этих стран завершить внутренние конфликты. В Анголе бывшая белорусская техника представляет значительную часть оснащения армии и до сих пор является одним из гарантов стабильности в стране.
Выводы
Основной вывод - Беларусь поставляет военную технику ради экономической выгоды, без политических мотивов. Тем не менее, бывшая белорусская техника часто становилась политическим орудием: так оказалось в случаях с поставками оружия в Перу (против Эквадора), в Судан (против повстанцев и Южного Судана), в Эфиопию и Эритрею (друг против друга), в Кот-д'Ивуар (против оппозиции), в ДР Конго (во Второй конголезской войне).
Иногда военная техника помогала властям стран-покупателей завершить внутренний конфликт либо хотя бы немного приблизить его к завершению - так произошло в Анголе, Алжире и Сьерра-Леоне. Но в целом поставки оружия Беларусью неконзистентны и не отвечают внешнеполитическим интересам страны. Беларусь продаёт старую технику ради денег, в то время как эта техника используется в войнах, особенно в Африке.
В настоящее время Беларусь собирается активизировать свой ВПК и наладить производство собственной военной техники. Этот шаг был бы очень неплохим, если бы Беларусь была нейтральным государством и не имела тенденцию наживаться на продаже вооружений. Однако, Беларусь пока что не подписала Договор о торговле оружием, и во время голосования о нём в Генеральной Ассамблее ООН воздержалась. Трудно сказать, адекватно ли выступать за мир в Европе, продавая оружие сомнительным странам в Африке, нагнетая и без того нестабильную обстановку на "чёрном континенте".
Комментарии
Отправить комментарий