Идея пешеходной улицы
Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.
В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоративными, чем полноценными, так как на них отсутствуют необходимые компоненты в виде заведений общественного питания и различных магазинов, но, по некоторым данным, часть местной улицы Советской между ул. Ленина и ул. Брестской планируют превратить в пешеходную - проблема состоит лишь с общественным транспортом. В Минске с не очень давних пор по выходным перекрывают улицу Карла Маркса и создают на ней уличный театр - но на этой улице не очень много магазинов, хотя популярные кафе и рестораны - например, "Грюнвальд" - всё же имеются.
Некоторые утверждают, что у нас в Гомеле не на что посмотреть, а пешеходная улица якобы должна проходить мимо основных достопримечательностей. Нет, нет и нет. Пешеходная улица сама по себе может стать достопримечательностью. Хорошим примером из ближнего зарубежья я бы назвал улицу Пётрковскую в польской Лодзи. Лодзь до распада соцлагеря была крупным промышленным центром, но после событий 1989 года город пришёл в упадок, предприятия закрылись, население стало стремительно уезжать в недалёкую Варшаву или вообще за границу. Туристические маршруты определённо обходили этот город стороной. Но в 1990-е годы в городе всё-таки нашлись средства для тотальной реконструкции одной из центральных улиц - Пётрковской - на которой была наибольшая концентрация старинных домов 19 века. После реконструкции эта улица стала главной достопримечательностью и гордостью города - это самая длинная туристическая и торговая улица в Европе.
Ul. Piotrkowska, Лодзь |
Белорусские "Бродвеи"
Среди белорусских пешеходных улиц образцовыми являются улицы Советские в Гродно и Бресте. Гродно - "туристическая Мекка" регионального значения - может похвастаться по-настоящему европейской пешеходной улицей с магазинами, кафе и сувенирными лавками. Пожалуй, единственное, что в этой улице плохо - это устаревшее название, абсолютно не отвечающее внешнему виду. В польское время (1921-39) эта улица называлась Доминиканской, но сейчас это название уже занято другой улицей.
Ул. Советская в Гродно |
Ул. Советская в Бресте - всем белорусским городам на зависть |
Витебск от других областных центров отличается особо развитой туристической инфраструктурой благодаря "Славянскому базару". Культурная столица Беларуси имеет своё "золотое кольцо", в которое кроме величественных храмов и старинной ратуши входит ещё и улица Суворова. Тем не менее, в отличие от оживлённой брестской Советской, улица Суворова в периоды между "базарами" и другими культурными гуляниями спокойна и полупуста, при этом оставаясь прекрасным местом для уличных музыкантов.
Ул. Суворова в Витебске - этакий полупустой мини-Арбат |
Могилёв (как, в принципе, и Гомель) в отличие от Гродно, Витебска и Бреста обычно остаётся за пределами туристических маршрутов. Город, центр которого навевает временами поздней Российской империи с отдельными вкраплениями времён поздней Речи Посполитой, всё же имеет некоторый туристический потенциал. Тем более что его пешеходная улица - Ленинская - существует уже далеко не один год. Правда, Ленинская несколько менее колоритна на вид, чем её аналоги в Витебске, Гродно и Бресте. Видно, что она предназначена преимущественно для местного потребителя. Но это самый лучший вариант в Могилёве, с обилием старинных домов, некоторые из которых стоят ещё с 18 века.
Ул. Ленинская в Могилёве. По-своему хороша и уютна, хоть Могилёв и не привлекает много туристов |
Минская улица Карла Маркса представляет собой непостоянную пешеходную улицу наподобие киевского Крещатика - пешеходной она становится на выходных в тёплое время года. Идея неплохая: улица имеет особый стиль - но заведений для отдыха на ней не очень много. Этот недостаток, однако, компенсируется уличными актёрами.
В качестве альтернативы представляется Троицкое предместье, но, несмотря на архитектурную особенность, шоппинг-центром она не является, да и машины могут передвигаться в нём как душе угодно. Главной торговой улицей Минска является проспект Независимости - и это вряд ли когда-нибудь изменится. Но идея отдельных пешеходных зон для отдыха тоже имеет право на жизнь. В последние годы подумывают создать такую зону в Верхнем городе в районе улиц Интернациональной и Революционной - вышло бы очень даже неплохо.
"Культурная" улица Карла Маркса в Минске |
Главная шоппинг-улица страны |
Ул. Революционная - здесь конь не валялся |
Ул. Интернациональная - лично одная из моих любимых улиц в Минске. Жаль, нормальное фото не нашёл в интернете. Она симпатичнее выглядит вживую |
Бобруйск тоже в какой-то степени преуспел в плане "европеизации" |
Молодечно тоже не слывёт городом с массой туристических объектов, но своим "бродвеем" - как местные называют улицу Притыцкого - горожане вправе гордиться. Широкая, зелёная, с кафешками - просто радует глаз.
Молодечненский "бродвей" |
Кобринская улица Суворова является детищем "Дожинок-2009". О улице преимущественно положительные отзывы, как о месте отдыха горожан и приезжих. Но немного удручающим моментом является то, что улица названа в честь человека, из-за которого в своё время мучительной смертью погибло очень большое количество кобринцев. Но городу, видимо, нужно чем-то развлечь людей, кроме ледового дворца.
Улица Суворова в Кобрине |
Улица Советская в Барановичах не является пешеходной, однако может в будущем стать таковой. И вполне могла бы стать центром жизни в этом уютном городе, где до сих пор есть какое-то ощущение духа межвоенной Польши.
Ул. Советская в Барановичах |
А что Гомель?
В Гомеле пешеходной улицы не было с тех времён, когда по улицам пошёл автомобильный транспорт. Самая наболевшая проблема города, собственно, и заключается в транспортной обстановке - она просто не позволяет исключать движение на какой-либо из центральных улиц, иначе город задохнётся в пробках. Печально, но основная часть исторических строений города располагается именно на важных внутригородских транспортных корридорах: улицах Советской, Кирова, Пролетарской, Интернациональной и проспекте Ленина.
Среди горожан отношение к возможности создания пешеходной улицы неоднозначное. Существует несколько наиболее частых контраргументов:
- Многие аргументируют ненужность пешеходной улицы тем, что в Гомеле есть парк с набережной. Тем более что парк является "визитной карточкой" города.
Этот аргумент в основном предоставляется теми, кто не слишком понимает, что такое настоящая пешеходная улица и какие её основные компоненты. Компонентами улицы должны быть обязательно: старая, интересная архитектурная застройка (1) + заведения общепита (2) + магазины различной профилизации (3) + зона отдыха (4) + импровизированные туристические аттракционы либо специфические малые архитектурные формы (5) (например, фонарщик в Бресте, скульптура звездочёта в Могилёве, скульптура бобра в Бобруйске) + культурные заведения (опционально, но важно) . Из вышеперечисленного набережная проходит только по 4 и 5 пунктам. - Другие говорят, что в Гомеле есть проспект Победы. К тому же, часть проспекта победы от Советской до Кирова в определённое время года перекрывается для проведения ярмарок.
Проспект Победы, бесспорно, является главной шоппинг-улицей в Гомеле, и посередине проспекта имеется симпатичный пешеходный бульвар. Но это не совсем то. Это что-то вроде минского проспекта Независимости. Центром культуры проспект Победы точно не является, а застроен он исключительно домами в раннем "хрущёвском" стиле - если присмотреться, то можно заметить, что они довольно однообразны. Не на руку проспекту и то, что он является важной транспортной артерией. Но по пунктам 2, 3, возможно и 4 и 5 (часы в начале проспекта + площадь Победы) проспект Победы проходит. То есть не хватает лишь застройки. Ну и, разумеется, отсутсвия транспорта. - Третья группа аргументирует тем, о чём я говорил выше - транспортной ситуацией в центре города, которая оставляет желать лучшего. В Гомеле практически нет ненужных улиц, которые бы можно было исключить из движения. Даже улицы с неинтенсивным движением - они необходимы в качестве парковки. Иногда сторонники этого аргумента предлагают создать пешеходную улицу на окраине города в каком-нибудь спальном районе. Но тогда неизменно выпадет очень важный пункт 1. Вряд ли кому-то из туристов (да и горожан) захочется отдыхать, глазея на бетонные коробки.
Более удачным можно назвать проект по превращению в пешеходные улиц Ирининской и Пушкина. Здесь уже есть интересные архитектурные формы, в том числе работы Станислава Шабуневского. Есть культурные заведения в виде ГЦК, музея воинской славы и "охотничьего домика". Есть малые архитектурные формы в виде памятника Ирине Паскевич. Проблемой является малое количество магазинов и заведений общепита. Поэтому при реализации проекта потребуются немалые средства для обустройства первых этажей жилых домов.
Смелый проект реконструкции ул. Ирининской |
С другой стороны улица Ирининская всё же не так колоритна, как, например, центральная часть Совесткой. Я хочу предложить пару своих вариантов.
Первый вариант, самый амбициозный, это вариант с превращением в пешеходную улицу участка Советской от проспекта Победы до площади Ленина. Это одна из наиболее аутентичных частей города с достаточно богатой исторической застройкой, заведениями общепита, различными магазинами (их количество требует увеличения), есть где отдохнуть (Пионерский сквер) и есть куда "культурно" сходить поблизости (два театра, цирк, музеи, библиотека). Но данная перспектива упирается в проблему транпорта. Улица лишится востребованных троллейбусов и автобусов, и значительно увеличится нагрузка на другие транспортные артерии - особенно большие опасения вызывает при этом улицы Кирова и Полесская. Хотя, проект теоретически реален, если городские власти решаться на ограничение любого движения автотранспорта в центре города или хотя бы на ограничение транзитного движения через центральную часть города. Однако, для этого нужно сперва подумать, как технически можно реализовать такое ограничение. И в таком случае не обойтись без реконструкции старого путепровода на Полесской и создания транпортной развязки.
Второй вариант - создание пешеходной улицы на базе ул. Пролетарской. Улица Пролетарская (до революции Фельдмаршальская) является главной улицей исторического района Спасова Слобода, где когда-то жили староверы и, если верить книге Ильи Эренбурга про Лазика Ройтшванеца, евреи. На мой взгляд это одна из самых исторических и колоритных улиц Гомеля, с сохранившимися старинными домами в уникальном стиле Гомельского Полесья, которые не встретишь больше нигде в Беларуси. В районе улицы есть места, которые могли бы стать достаточно привлекательными для туристов, особенно это касается староверческих церквей: Преображенской, которая скрыта за одним из домов и о её существовании многие гомельчане не подозревают, и Ильинской, которая расположена над оврагом и является самой старой церковью Гомеля и ровесницей дворца Румянцевых-Паскевичей - она стоит на своём месте с 19 века.
Первый вариант, самый амбициозный, это вариант с превращением в пешеходную улицу участка Советской от проспекта Победы до площади Ленина. Это одна из наиболее аутентичных частей города с достаточно богатой исторической застройкой, заведениями общепита, различными магазинами (их количество требует увеличения), есть где отдохнуть (Пионерский сквер) и есть куда "культурно" сходить поблизости (два театра, цирк, музеи, библиотека). Но данная перспектива упирается в проблему транпорта. Улица лишится востребованных троллейбусов и автобусов, и значительно увеличится нагрузка на другие транспортные артерии - особенно большие опасения вызывает при этом улицы Кирова и Полесская. Хотя, проект теоретически реален, если городские власти решаться на ограничение любого движения автотранспорта в центре города или хотя бы на ограничение транзитного движения через центральную часть города. Однако, для этого нужно сперва подумать, как технически можно реализовать такое ограничение. И в таком случае не обойтись без реконструкции старого путепровода на Полесской и создания транпортной развязки.
Второй вариант - создание пешеходной улицы на базе ул. Пролетарской. Улица Пролетарская (до революции Фельдмаршальская) является главной улицей исторического района Спасова Слобода, где когда-то жили староверы и, если верить книге Ильи Эренбурга про Лазика Ройтшванеца, евреи. На мой взгляд это одна из самых исторических и колоритных улиц Гомеля, с сохранившимися старинными домами в уникальном стиле Гомельского Полесья, которые не встретишь больше нигде в Беларуси. В районе улицы есть места, которые могли бы стать достаточно привлекательными для туристов, особенно это касается староверческих церквей: Преображенской, которая скрыта за одним из домов и о её существовании многие гомельчане не подозревают, и Ильинской, которая расположена над оврагом и является самой старой церковью Гомеля и ровесницей дворца Румянцевых-Паскевичей - она стоит на своём месте с 19 века.
Пешеходная Пролетарская в моём представлении
Хотя улица Пролетарская расположена несколько в стороне от центра города, её расположение выгодно тем, что она проходит мимо центрального парка, который является главной достопримечательностью Гомеля. Благодаря близости парка аттракционов, на этой улице создана кое-какая туристическая инфраструктура: например, здесь есть колесо обозрения, а рядом с парком находится самый престижный гомельский отель "Замковый". Плюсом является также то, что улица Пролетарская начинается на центральной площади Ленина.
В транспортном плане, несмотря на то, что улица Пролетарская является параллельной к ул. Интернациональной, превращение её в пешеходную не привело бы к существенному нарушению транспортного потока. Если вместе с перекрытием Пролетарской организовать, к примеру, расширение ул. Плеханова, то чрезмерной перегрузки ул. Интернациональной возникнуть не должно.
В моём представлении, на улицу Пролетарскую можно было бы перенести уникальные деревянные дома из других частей города, отреставрировать их и создать различные исторические экспозиции. На отрезке между пл. Ленина и ул. Гагарина - где когда-то находилась местность под названием Кагальный Ров - можно было бы создать тематическую экспозицию, посвящённую прошлому Гомеля, как еврейского городка, и обновить тогдашнюю атмосферу по мотивам книги Ильи Эренбурга "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца". Особое значение при этом можно было бы дать самому персонажу Лазика Ройтшванеца - типичного гомельского еврея, который, согласно книге, проживал именно в Кагальном Рву.
Остальную часть улицы можно было бы посвятить истории гомельской староверческой общины. Основное внимание должно было бы уделяться двум старообрядческим церквям. При этом сама "староверческая" часть улицы должна тоже отвечать атмосфере российских времён с атрибутами поселения староверов. Можно создать уникальный музей, посвящённый истории старообрядчества. Но сама экспозиция не должна выглядеть уныло. Здесь должны присутствовать кафе, лавки с сувенирами, туристические аттракционы (например, кузницы, стилизованные под цирюльни парикмахерские и т. д.), сюда же можно поместить антиквариаты и магазины букинистической направленности. Можно добавить пару модных бутиков, но в случае с Пролетарской это не обязательно, так как для шоппинга есть улица Победы.
В общем говоря, у улицы Пролетарской есть очень большой потенциал стать местным "Скансеном". Нечто подобное часть гомельских энтузиастов предлагала создать в районе улицы Артёма - речь идёт о проекте т. н. культурно-развлекательного "Свисток". Идея тоже шикарная, но я, пожалуй, не буду повторяться, лишь приведу пару сопутствующих иллюстраций (авторы фотографии улицы Пролетарской: Юры Панкоў, маша п., Сяржук, Ryzhankou Arciom; иллюстрации проекта "Свисток" взяты с сайта "Сильные Новости", http://odsgomel.org/rus/news/gomel/47801/).
Фотографии застройки улицы Пролетарской |
Варианты переноса старых домов |
Проект культурно-развлекательного квартала "Свисток" |
Вывод
На мой взгляд, создание пешеходной улицы в Гомеле - дело времени и желания. Для того, чтобы найти деньги, можно привлечь домашних и иностраных инвесторов. Проблема лишь в том, что у нас мало кто знает, как инвестиции привлекать, и городские власти полагаются только на ограниченные подачки из Минска, которых не хватает даже на комплексную реконструкцию транспортной инфраструктуры. Вообще, такой город, как Гомель, должен научиться привлекать туристов хотя бы из ближнего зарубежья. А потенциал, как видите, имеется. Гомель - это не серый город из советского прошлого, у него есть своя история и своя "изюминка", практическое развитие которой должно было бы стать поводом для дискуссий в органах городского самоуправления, а также в проектных институтах и в гомельских средних специальных и высших учебных заведениях - как раз возникло бы интереснейшее занятие у историков из ГГУ им. Ф. Скорины, будущих инженеров, архитекторов и транспортников из БелГУТа, ГГТУ им. Сухого, колледжей, техникумов и ПТУ. Для этого можно было бы запустить масштабный проект с привлечением к нему инвесторов.
Комментарии
Отправить комментарий