После окончания холодной войны биполярная Ялтинско-Потсдамская система в глобальном масштабе прекратила своё существование, но в Европе биполярный расклад сил пережил революционные потрясения 1989-91 гг. Несмотря на попытки всячески отрицать существование двух полюсов в Европе, события 2014 года нам только ещё раз доказали, что Европу делят между собой две силы: с одной стороны Запад в коллективном лице ЕС и НАТО и с другой стороны Россия.
В узком смысле, государства Европы сегодня делятся на страны, которые входят в ЕС и/или НАТО и страны, которые не входят ни в одну из этих организаций. Первая группа выглядит гораздо больше, чем вторая, особенно если взглянуть на эту карту:
Вторую группу логично разделить на две подгруппы: на страны, являющиеся членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - пророссийской альтернативы НАТО - и на страны, официально имеющие нейтральный статус - то есть не входящие ни в НАТО, ни в ЕС, ни в ОДКБ. С официальной точки зрения НАТО расклад сил в Европе в 2013 году был таков:
Жёлтый - ОДКБ, зелёный - НАТО, серый - официально нейтральные государства и белый - "неприсоединённые государства" |
Эта натовская карта, правда, не даёт понять различия между "нейтральными" и "неприсоединёнными" государствами. Кроме того, Австрия, Швеция, Финляндия и Ирландия хоть и не являются членами НАТО и статья 5 Североатлантического договора на них не действует, являются частью ЕС - организации, сопряжённой с НАТО в вопросах безопасности. Причём Швеция и Австрия, несмотря на нейтралитет, обладают солидными вооружёнными силами и экспортируют оружие в другие страны, в т. ч. и страны НАТО - такой нейтралитет называют "оборонным" или "активным". Поэтому их всё равно следует относить скорее к первой группе. Некоторые "неприсоединённые" страны являются официальными кандидатами на вступление в ЕС и в НАТО, но кандидатский статус не всегда говорит о реальных предпочтениях этих государств.
В НАТО и ОДКБ страны связаны союзническими обязательствами и такие организации официально действуют по оборонному принципу - они не предназначены для атак и угроз. Но это официальные организации. Кроме официального баланса сил существует ещё и неофициальная сторона, которая основана на сферах влияния. Сфера влияния - геополитический концепт, у которого нельзя выделить однозначные черты. Однако известно, что влияние более сильных государств усиливается на основе их престижа, их внешнеполитических действий, и их прагматической ценности для других государств.
Сферу влияния государства можно определить различными аналитическими методами, одним из популярных методов является метод т. н. операционного кода. Метод операционного кода является семиотическим и заключается в выявлении определённых фраз (преимущественно содержащих глаголы) в официальных и неофициальных заявлениях представителей политической элиты того или иного государства. Если сказать проще, мы догадываемся о предпочтениях государства на основе того, что говорят политики. Они завуалированно или открыто высказывать, например, симпатии к России или к НАТО. При этом им едва ли мешают официальные договорные обязанности их государств. Не раз мы сталкивались с ситуацией, когда в заявлениях даже стран, являющихся "столпами" НАТО - например, Германии - проскакивали фразы, подтверждающие их определённую симпатию к России. Либо действия: например, попытка Франции продать России свои "Мистрали".
Возникает вопрос: как в реальности распределено влияние в Европе? Для ответа на этот вопрос приведу карту, которая на первый взгляд кажется абсурдной выдумкой, но с другой стороны очень многое говорит о реальном влиянии в Европе:
Основным инструментом влияния России на европейские государства является экспорт газа. Зависимость от поставок российского газа варьируется от страны к стране, причём страны, расположенные ближе к России, зависят от российского газа больше, чем страны Западной Европы.
Вот более полные и свежие данные о цене на российский газ для стран Европы и доля российского газа в потреблении некоторых из этих стран:
- Македония: $564, 33%
- Польша: $526, 54%
- Босния и Герцеговина: $515, 73%
- Чехия: $503, 80%
- Болгария: $501, 100%
- Литва: $500, 100%
- Дания: $495, н/д - по карте 0%
- Словения: $486, 57%
- Украина: $485, 72%
- Греция: $478, 54%
- Сербия: $457, 40%
- Эстония: $442, 100%
- Швейцария: $442, н/д
- Италия: $440, 19%
- Румыния: $432, 24%
- Словакия: $429, 63%
- Латвия: $416, 100%
- Турция: $407, 62%
- Австрия: $397, 52%
- Франция: $394, 17%
- Венгрия: $391, 49%
- Финляндия: $385, 100%
- Германия: $379, 40%
- Нидерланды: $371, 6%
- Молдова: $368, >75%
- Великобритания: $313, 15%; по карте (более современные данные) 0%
- Армения: $189, 100%
- Беларусь: $166, 100%
Бельгия: н/д, 43%
Люксембург: н/д, 27%
Любопытно, но если сравнить карту "Евроссии" и данные по импорту газа, то заметно множество совпадений. Кроме газа определённую роль играет лоббинг крупных европейских корпораций, у которых имеются интересы в России. Вполне логично, что компании вроде Siemens или Danone не хотят потерять огромный рынок из-за политических игр и готовы в лучших традициях лоббинга принуждать руководство стран к определённой риторике и более умеренной позиции. В этом, кстати, заключается одно из преимуществ менее развитых государств: в них нету сильных компаний, которые способны давить на руководство страны. А в демократии нужно считаться со всеми, иначе с помощью того же лоббирования оппозиционные политические силы могут легко сместить руководство.
Таким образом, как можно графически отобразить сферы влияния на карте Европы? Конечно, можно расписать подробно профиль каждой страны, но это бы только сделало статью ещё скучнее :) Поэтому в качестве своеобразного вывода лучше приведу самодельную карту с фактическими сферами влияния США, как лидера НАТО, и России. Прошу строго не судить, а прокомментировать, поделившись своими аргументами.
Заметно, что США в последнее время хоть и применяют ограниченную тактику сдерживания, усиливая воздушное патрулирование Прибалтики и других стран-членов НАТО, но даже непосредственное развёртывание авиации в Прибалтике не делает из неё территорию под влиянием США. Невооружённое влияние России в этом регионе фактически сводит на нет военное присутствие НАТО. НАТО старается балансировать в районе Косово и Сербии, так как поведение Сербии из-за сильной общественной поддержки России гражданами этой страны непредсказуемо, даже несмотря на то, что Сербия является кандидатом на вступление в ЕС.
Вот такие в нашей Европе пироги.
Комментарии
Отправить комментарий