Возможности малого государства: балансирование, bandwagoning и финляндизация
Беларусь является одним из малых европейских государств, которое едва ли претендует на статус региональной державы - статус, когда государство влияет на политическую ситуацию в своём регионе. Тем не менее, Беларусь находится прямо в зоне столкновения интересов Запада и России, на стыке хангтинтоновских западной и славяно-православной цивилизаций. Именно по этой причине Беларусь обязана вести активную внешнюю политику. Как малое государство, не относящееся к числу т. н. "великих держав", Беларусь может выбрать одну из трёх основных внешнеполитических тактик, о которых и пойдёт речь: это балансирование, bandwagoning и финляндизация.
Балансирование - это внешнеполитическая тактика, при которой малое государство добровольно становится на сторону определённой "великой державы" (условно ими считаются постоянные члены СБ ООН: США, Россия, Китай, Великобритания и Франция + часто также Германия, Япония и Индия; иногда в качестве одной из "великих держав" подразумевают ЕС в целом) с целью установления равновесия в отношениях с остальными великими державами (здесь и далее без кавычек). Ключевым фактором является добровольность данного решения. Примером может быть вступление европейских государств в НАТО (т. е. на сторону США).
Bandwagoning (далее в кириллице - "бэндвэгонинг") - труднопереводимый термин, обозначающий недобровольную тактику подчинения более сильной державе. Обычно данная тактика используется слабыми странами и режимами, пытающимися обособить себя от находящейся рядом более сильной державы. В итоге они вынужденны ради собственной безопасности поддаваться требованиям более сильной стороны в обмен на какие-либо бенефиты. Слабое государство при этом нередко де-факто теряет часть своего суверенитета.
Финляндизация - тактика сохранения нейтралитета и установления дружественных контактов со всеми сторонами, обусловленная также влиянием более сильных соседей. Данная тактика получила своё название от Финляндии, которая была вынуждена сохранять политический нейтралитет и тесные экономические связи с Советским Союзом в рамках т. н. политической линии Паасикиви-Кекконена ради защиты своего государственного суверенитета. В таких случаях государство сохраняет контроль над внутренней политикой, но во внешней политике обязуется не совершать никаких резких шагов и сохранять нейтральную позицию между влиятельными державами.
Bandwagoning (далее в кириллице - "бэндвэгонинг") - труднопереводимый термин, обозначающий недобровольную тактику подчинения более сильной державе. Обычно данная тактика используется слабыми странами и режимами, пытающимися обособить себя от находящейся рядом более сильной державы. В итоге они вынужденны ради собственной безопасности поддаваться требованиям более сильной стороны в обмен на какие-либо бенефиты. Слабое государство при этом нередко де-факто теряет часть своего суверенитета.
Финляндизация - тактика сохранения нейтралитета и установления дружественных контактов со всеми сторонами, обусловленная также влиянием более сильных соседей. Данная тактика получила своё название от Финляндии, которая была вынуждена сохранять политический нейтралитет и тесные экономические связи с Советским Союзом в рамках т. н. политической линии Паасикиви-Кекконена ради защиты своего государственного суверенитета. В таких случаях государство сохраняет контроль над внутренней политикой, но во внешней политике обязуется не совершать никаких резких шагов и сохранять нейтральную позицию между влиятельными державами.
Какую тактику использует Беларусь?
С момента получения независимости в 1991 году Республика Беларусь по сути опробовала все три данные внешнеполитические тактики. Историю внешней политики независимой Беларуси можно в этой связи разделить на три периода:
- Период финляндизации: 1991-95 гг. Во время краткого периода демократизации перед Беларусью стояла задача определиться с внешнеполитическими приоритетами. Политическая сцена в то время была чётко разделена во мнениях: Белорусский народный фронт во главе с депутатом Зеноном Позняком и другие правые силы были сторонниками евроатлантической интеграции Беларуси, т. е. балансирования по отношению к России; центристские политики, особенно Председатель Верховного Совета РБ Станислав Шушкевич, выступали за нейтралитет Беларуси по "швейцарскому" образцу; политики левого толка во главе с премьер-министром Вячеславом Кебичем придерживались пророссийского курса. Благодаря такому взаимному внутриполитическому балансу Беларусь стала скорее нейтральным государством, однако она продолжала зависеть, особенно в экономическом плане, от России, и любой резкий шаг на Запад мог бы быть неправильно расценен в Москве. Аналогично Беларусь бы не поняли ни в Вашингтоне, ни в Москве, если бы она отказалась от сдачи своего ядерного арсенала. Беларусь была в это время зависима от мнения великих держав и была скована в плане внешней политики, но при этом сохраняла полноценный суверенитет и контроль над внутренней политикой. Финляндизация налицо, причём с большей части под влиянием близкой России.
- Период балансирования: 1995-2000 гг. После референдума 1995 года Беларусь под руководством Президента Александра Лукашенко встала на курс тесного сближения с Россией. Однако первые признаки приклонения к России появились ещё в 1993 году, когда Беларусь ратифицировала Договор о коллективной безопасности. С 1995 по 2000 год белорусское руководство добровольно шло на интеграцию с Российской Федерацией в противовес и одновременно с расширением НАТО на восток. Но в данном случае решение Александра Лукашенко было предопределено не столько побуждениями к обеспечению безопасности, сколько с концепцией "братских народов" в советском стиле и необходимостью набрать политические баллы и завоевать поддержку населения, которое видело в приостановке процесса перехода к рыночной экономике и сближении с Россией выход из экономического кризиса. Модель первое время работала достаточно успешно и помогла укрепить власть до такого состояния, какое мы наблюдаем и сегодня. Это был также период активной внешней политики, но уже в одном направлении - на Россию.
- Период бэндвэгонинга: 2000 - ... После прихода к власти в России Владимира Путина ситуация стала принимать очень нежелательный оборот для белорусского руководства. Смена власти в России привела и к смене отношения к интеграции России и Беларуси: если при Ельцине Беларусь добровольно интегрировалась с Россией, то при Путине Россия стала насильно интегрировать Беларусь вплоть до возможности полной аннексии. Жёсткая позиция Путина привела к тому, что вместо добровольного балансирования на стороне России по отношению к Западу белорусский режим оказался принуждён к альянсу с Россией без возможности реального внешнеполитического лавирования в обмен на массивные экономические вливания и льготы на поставки природных ресурсов. В итоге и сама белорусская экономическая модель и всё благополучие страны стало напрямую зависимо от финансовой помощи России. Беларусь оказалась в ловушке из которой она не в силах выйти, пока в России при власти находится Путин.
Белорусский бэндвэгонинг сегодня
Руководство Беларуси несколько раз пыталось вывести страну из ловушки бэндвэгонинга в пользу России. Первыми попытками уйти из-под российского влияния были неоднократные "газовые войны". Они имели место и в 1990-е годы, но тогда газовые вопросы удавалось решать компромиссными решениями, выгодными для обеих сторон. Но в 2000-е годы, когда Газпром начал через госканал добиваться перехода под свой контроль белорусской газотранспортной системы, Россия в газовых вопросах стала давить на Беларусь и принуждать её к определённым шагам. Так, в 2004 году Беларусь была вынуждена приватизировать 50% акций Белтрансгаза в пользу Газпрома, а в 2011 году Газпрому были фактически проданы остальные 50% акций. Кроме того, в кулуарах Россия принуждала Беларусь к углублению интеграции - процесс, который Лукашенко с 2000 года пытается всячески тормозить. Благодаря усилиям белорусского режима, например, до сих пор на территории Беларуси не был введён российский рубль.
После одной из "газовых войн" в 2008 году Лукашенко неожиданно освободил всех политзаключённых и добился значительного улучшения отношений с западными государствами, и даже совершил визиты в Ватикан и Италию, где встретился как с папой Бенедиктом XVI (причём, несмотря на многочисленные ироничные замечания, это был достаточно разумный внешнеполитический ход), так и с тогдашним премьер-министром Италии Сильвио Берлускони - это был, пожалуй, наибольший прорыв Лукашенко на Запад со времён государственного визита во Францию и встречи с Жаком Шираком в 1996 г. Потом Лукашенко отказался признать Абхазию и Южную Осетию после российско-грузинской войны в августе 2008 г. Все эти действия привели к тому, что Россия начала вести с Беларусью торговые войны, а в 2009-10 годах ещё и информационную кампанию, направленную против Лукашенко. В качестве лирического отступления скажу, что я лично помню, как в начале предвыборной кампании 2010 года НТВ открыто сообщало, что Россия поддерживает кандидатуру Андрея Санникова. В конечном итоге Лукашенко подавил послевыборные протесты и покончил с попытками двигаться на Запад.
Последняя на сегодняшний день попытка освободиться от вынужденного бэндвэгонинга, которая продолжается до сих пор, заключается в выступлении Лукашенко и Беларуси в качестве медиатора в украинском кризисе. Благодаря своим неоднозначным и довольно ловким дипломатическим заявлениям, Лукашенко значительно повысил свой политический рейтинг не только в Беларуси, но даже в Украине, где он является самым популярным заграничным политиком, не уступая даже Бараку Обаме.
Однако, несмотря на определённую гибкость и признание Киева и Брюсселя, Беларусь остаётся под усиленным российским надзором. В качестве компенсации за такую, казалось бы, небывало свободную внешнюю политику Беларусь прекратила трансляцию украинских телеканалов на своей территории, тем временем российские телеканалы и их белорусские подразделения транслируются без ограничений. Как следствие, большинство населения Беларуси на сегодняшний день поддерживает позицию России в украинском кризисе, в то время как в отношении Украины обычно отсутствует поддержа даже в случае с мероприятиями, направленными на сохранение территориальной целостности государства, несмотря на то, что Беларусь официально признаёт территориальную целостность Украины, включая Крым (Лукашенко признал Крым частью России де-факто, на словах). Тот факт, что основная часть белорусского общества разделяет мнение большинства россиян также является следствием бэндвэгонинга и фактически ограниченного суверенитета Республики Беларусь.
Выход из ситуации и стоит ли выходить
Граждане Беларуси за 14 лет периода бэндвэгонинга уже привыкли к тому, что Республика Беларусь находится под сильным влиянием Российской Федерации - и на фоне украинского кризиса данная ситуация большую часть граждан вполне устраивает. Бэндвэгонинг в данном случае впервые с 2000 года в какой-то мере сыграл на руку Александру Лукашенко. Если вспомнить, насколько просела поддержка белорусского режима в 2011 году, нынешняя ситуация для официального Минска просто идеальна. Но и в случае эскалации ситуации в 2011 году вплоть до смены власти мы бы вряд ли смогли сразу же наблюдать смену внешнеполитической стратегии по двум причинам: во-первых, Беларусь уже слишком сильно была привязана к России на тот момент; во-вторых, протестующие в 2011 году выступали против режима, но не обязательно против российского влияния. Россию в Беларуси видят как залог безопасности, причём залог более надёжный, чем, например, обязательства США перед западными союзниками или в рамках Будапештского меморандума.
Из-за близости и тесным связям с Россией у Беларуси в любом случае при любой местной власти будет ограниченный простор для самостоятельной внешней политики. Поэтому наилучшей тактикой могла бы стать добровольная финляндизация РБ, подкреплённая её нейтральным статусом. Возможно, если бы не был начат интеграционный процесс с Россией в 1990-е годы, Беларусь могла бы пожинать плоды такой тактики и стать высокоразвитым государством вроде той же Финляндии. Но был выбран иной путь, по своему плохой и хороший, но его суть заключается в зависимости от России. В ближайшие годы смена тактики чрезвычайно маловероятна ввиду сильной поддержки Путина в России и Лукашенко в Беларуси. Только перемены в руководстве обеих стран могут привести к "освобождению" Беларуси от российских рамок.
В случае перехода от бэндвэгонинга к финляндизации будет необходимо решить вопрос внешнеэкономических связей и безопасности, что несколько сложно в случае Беларуси, как государства, находящегося на стыке сфер интересов. На мой сугубо личный взгляд, разумным решением могли бы стать билатеральные соглашения с Россией и ЕС, но никак не вступление в ЕС либо интеграция с Россией. Альтернативным вариантом могло бы стать вступление РБ в Европейскую ассоциацию свободной торговли, если эта организация сможет заключить соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (или другой подобной организацие с ведущей ролью России).
Вопрос безопасности более проблематичен. Самым выгодным вариантом был бы выход из ОДКБ и отказ от участия в военных блоках, но для этого нужно наладить достаточно мощный аппарат обороны, подобный тому, которым обладает нейтральная Швеция. На начальном этапе можно было бы развить сотрудничество в военной сфере с нейтральными государствами вроде той же Швеции, Финляндии, Австрии и Швейцарии, а затем, при наличии средств, наладить функционирование собственного автономного ВПК. Но это задача не одного десятилетия. Пока что Беларусь вынуждена участвовать в каком-либо из блоков и выбрала ОДКБ, хотя теоретически членство в НАТО также принесло бы похожий эффект.
Безопасности самой Беларуси, несмотря на военные действия на востоке Украины, не угрожает ничего кроме возможной массовой иммиграции с юга в случае начала полномасштабных военных действий по всей стране. Беларусь могла бы хоть сейчас перейти к финляндизации, но это не устраивает Москву и Минск. Поэтому всё, что остаётся - это сохранять нынешнюю тактику.
Комментарии
Отправить комментарий