К основному контенту

Может ли белорусский народ управлять белорусским государством?

В последние годы стали учащаться случаи, когда, как минимум, на местах народные протесты и инициативы вынуждали белорусскую власть пойти на попятную. Из историй, которые на слуху, можно назвать протесты против брестского аккумуляторного завода, приведшие к отмене ввода его в эксплуатацию или сильное видоизменение (но не отмена) "антитунеядских" мер в 2017 году после протестов по всей стране. Также власть в 2018 году позволила отпраздновать 100-летие БНР, в Коссово под бело-красно-белыми флагами открыли памятник Тадеушу Костюшке, а в Лиде - великому князю Гедимину - и никто никого не разгонял.
Кажется, что Республика Беларусь образца 2019 года ощутимо отличается от Республики Беларусь, например, 2001 года. Действительно, в начале 2000-х потолок репрессий буквально давил на гражданское общество, тем самым приучив жителей Беларуси уже на подсознательном уровне, что сопротивляться власти либо нельзя, либо бесполезно, так как это сопротивление всё равно никто не поддержит. В конце 2010-х потолок уже выше, но заданная в ранние годы режима установка продолжает работать даже несмотря на то, что в относительном отношении жизнь многих людей ухудшилась по сравнению с "жирными" 2000-ми.
Но вот перед нами указанные выше примеры. Значит ли это, что режим всё-таки эволюционирует и естественным образом "очеловечивается"?

Да, белорусский режим оказался весьма живуч, в немалой степени благодаря удачно складывавшимся внешним обстоятельствам в 2000-х годах. Впоследствии, опять же, опираясь на внешние примеры - особенно на украинский - белорусский режим фактически получил готовую "методичку" по самосохранению. Средство выживания белорусского режима остался тот же - репрессивный аппарат. Единственное, что отличает Беларусь-2001 от Беларуси-2019 - это расположение красных флажков, при заступе за которые этот аппарат приводится в действие. Сегодня в Беларуси можно стать успешным и богатым: в последний год-два режим уже стал понимать, что богатых белорусов полезно не рэкетировать, а показывать их всем как подтверждение успеха белорусской экономической модели, хотя в большинстве случаев эти люди просто сумели приспособиться к трудностям белорусской бюрократии и на предложения белорусской власти о какой-либо помощи отвечают "спасибо за то, что мы при вашей власти смогли добиться таких результатов" - читай "спасибо, не нужна нам ваша помощь, не дай Бог".
Но если бы эти богатые люди пошли в политику с целью убедить государство в необходимости всеобщих реформ, а не создании каких-то ограниченных зон или отраслей, в которых всё можно, то они бы сразу больно стукнулись о потолок, установленный белорусскими властями - тот самый репрессивный потолок, за который обычным людям нельзя "прорастать".

В условиях Беларуси-2019 уже практически нереально этот потолок пробить снизу. Да, можно влиять на вещи, находящиеся ниже этого потолка, вещи, которые не касаются системных изменений, а только кратковременных и простых решений, не меняющих подход в корне. Потолок можно пробить только сверху, т. е. под влиянием внешних факторов. Даже само современное белорусское независимое государство образовалось без массовой борьбы со стороны белорусов. Беларусь - редкий пример европейского государства, которое не было создано созревшей нацией для самоорганизации, а на базе которого формируется нация, т. е. государство первично. Причиной этому является запоздалое и неполное формирование белорусского самосознания ещё в XIX - начале XX вв. Лишь сейчас, и то по-прежнему далеко не в полной мере, белорусы начинают осознавать себя как отдельную нацию в собственном национальном государстве. Однако, тот факт, что белорусы не являются хозяевами в собственном государстве, отталкивает многих от него. И это опасное явление, подрывающее национальную безопасность. Пока белорусы не ощутят, что они действительно способны в краткие сроки создавать положительные перемены в государстве, пока государство завязано на воле единственного человека, эта опасность будет сохраняться. Именно поэтому Беларусь, несмотря на кажущуюся стабильность, часто относится западными аналитиками к т. н. "хрупким государствам" (англ. fragile state).

И именно поэтому нет и веры в невинность текущих интеграционных проектов с Россией.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоративными, чем полноценными, так как на них

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника является устаревшей и требует замены либо модернизации. Да, это правда: б