Вместо предисловия
С 2014 года, а местами даже немного раньше, белорусские власти дали зелёный свет продвижению национальной символики, включая разного рода орнаменты, даже старый белорусский герб Погоня, являвшийся государственным в 1991-95 годах, перестал быть опальным. Причина потепления к национальным символам легко объяснима: у Лукашенко после украинских событий наконец-то осознали, что национальное самосознание - это чуть ли не важнейший элемент государственной и национальной безопасности. Власти осознали, что если их идеология будет строиться исключительно на советских пережитках и попытках построить собственную, искусственную, "лукашенковскую" реальность, которую принимают далеко не все, то в один прекрасный день при определённом раскладе люди могут спросить: "А зачем нам вообще эта Беларусь? Что есть Беларусь?" И без угрызений совести согласиться стать частью какого-нибудь другого государства на каком-нибудь фальшивом референдуме. Национальное самосознание - это и есть независимость, но самосознание не строится за один день.У белорусов процесс национального становления начался довольно поздно по сравнению с другими народами Центральной и Восточной Европы. Виной тому в немалой степени было отсутствие исторической базы. Несмотря на государственную историографию, утверждающую, что Великое княжество Литовское и, например, Полоцкое княжество были первыми проявлениями белорусской государственности, объективно "белорусскими" они не были, так как понятия Беларусь (Белая Русь, Белоруссия) в нынешнем понимании тогда не существовало. С другой стороны, со времён ВКЛ у местного населения просматриваются некоторые признаки самоидентификации: хотя язык, на котором разговаривали наши предки времён Скорины, и был похож на язык, на котором разговаривали в Великом княжестве Московском, люди всё же чётко осознавали, в каком государстве они живут, и называли себя литвинами. Но до захвата территории нынешней Беларуси Россией литвинам не нужно было как-то бороться за самоопределение - ведь у них было своё государство, с которым они себя отождествляли, так же, как и литовцы с жемайтами.
В Российской империи была иная идеология: там вплоть до 1917 года было принято считать, что существует только триединый "русский" народ, состоящий из великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов (бывших литвинов). Стремление убедить литвинов, что они "белорусы", проявилось в создании на землях, отнятых у Речи Посполитой в 1772 году, Белорусской губернии. Именно тогда и появилось понятие Белая Русь/Белоруссия/Беларусь в её современном понимании. В течение 19 века литвины не просто приняли новое наименование, но и стали временами его использовать наравне с понятием "литвины" в стремлении показать свою обособленность от "великороссов"-русских. Кульминации этот процесс достиг в 1863-64 годах - во время восстания Калиновского. По сути, восстание Калиновского было неким символическим началом процесса формирования современной белорусской нации. Письменным символом стала "Мужыцкая праўда", первый номер которой был написан Калиновским латинкой на языке, весьма похожим на современный белорусский. Потом начался первый золотой век белорусской литературы, особенно проявившийся в начале 20 века.
У других народов процесс был схожий. Возьму для примера чехов. У чехов выгода была в том, что их самоидентификация оставалась на относительно высоком уровне с момента потери ими независимости в 15 веке: Габсбурги, включив земли богемской короны в состав Австрии, не ликвидировали само Королевство Богемия, пускай и разделили чешские земли на Богемию, Моравию и Силезию. Хотя крупные чешские города стали преимущественно немецкоговорящими, в сельской местности остался язык и обычаи. У чехов тоже бывали восстания, подобные 1863-64 годам: особенно известные произошли в 1618 - с Праги тогда началась Тридцатилетняя война, и в 1848 - тогда революциями полыхала вся Европа. Но лишь в 19 веке чехи реально вспомнили свою былую славу, а чешский язык снова вышел из разряда чисто "деревенского" - во многом благодаря историку Франтишку Палацкому, которого в Чехии называют "отцом нации" и который изображён на купюре в 1000 крон - он популяризировал чешскую историю и положил начало чешской историографии. В итоге работы Палацкого и изменений в Австрии/Австро-Венгрии к 1918 году чехи уже снова ощущали себя нацией и успешно смогли создать независимое чехословацкое государство.
У белорусов, увы, с первого раза не получилось. Во многом из-за замешательства, вызванного навязыванием нового этнонима вместо прижившегося "литвины", идея белорусской государственности не получила всеобщей поддержки, а Белорусская народная республика так до конца и не сформировалась, как полноценное государство. Процесс белорусского становления, тем не менее, продолжился в 1920-х годах уже в БССР: 1920-е годы тоже стали золотыми для белорусской культуры. Но процесс формирования нации в итоге был жёстко пресечён Сталиным, и большая часть новой белорусской интеллигенции погибла во время репрессий.
После этого, а затем после опустошающей войны, Беларусь жила жизнью тихой советской республики. В то время как в других республиках (даже в РСФСР) то и дело происходили вспышки национального недовольства, БССР оставалась, может быть, самой "просоветской" республикой, что сильно сказалось на самоопределении. Белорусы вроде и осознавали, что они белорусы, у них был свой язык, но на этом языке они практически не разговаривали, хоть он и считался в БССР государственным. Понятие "белорусы" было скорее некой условностью, нежели чем-то наполненным смыслом - на самом деле в БССР жили представители "советского народа", о существовании которого твердила Конституция СССР 1977 года. Лишь отдельные небольшие круги интеллигенции, обычно католической, понимали, что они не "советские люди", а всё-таки нечто особенное.
Новая волна построения нации пришлась на 1988-95 годы. Сначала она проходила довольно вяло и в ограниченных кругах, но после получения Беларусью независимости процесс особенно ускорился. Но он ускорился настолько, что люди, всё ещё ощущавшие себя "советскими", не могли принять идею новой нации. В итоге большинство проголосовало на президентских выборах за человека, который, по сути, пообещал людям ликвидировать этот диссонанс путём частичного отката назад. Но на самом деле Лукашенко стал на обломках советской идеологии выстраивать с нуля свою собственную - похожим путём в своё время пошли и большевики-коммунисты. Беларусь вновь лишилась символов, которые ознаменовали первую попытку обрести формальную независимость в 1918 году - бело-красно-белого флага и герба Погоня. Вместо этого везде вновь появились старые символы из БССР: слегка подкорректированный флаг БССР, герб в социалистической стилистике, нарушающий всевозможные нормы геральдики, обилие красных звёзд, особенно в армии, форма милиции была возвращена на подобную советской - в 1991-95 годах милиция носила тёмно-серую форму с шестиугольными фуражками в "полицейском" стиле, с 1995 - опять синяя или тёмно-синяя форма с советскими фуражками.
Вся эта символика, по сути, растворяет белорусскую самоидентификацию: используемые символы по большому счёту остались из советского времени, а кроме Беларуси советские символы активно эксплуатирует Россия. Конечно, Республика Беларусь во второй половине 1990-х семимильными шагами стремилась к слиянию с Россией, но после прихода к власти Путина страсти быстро улеглись. А общие символы остались, что в итоге немало навредило сознанию людей. Популярность России, российского государства в Беларуси стала зашкаливать выше допустимых значений для государства, руководители которого убеждают, что оно независимое. В итоге с 2000 года началось продвижение в основном только "лукашенковской" реальности, в обществе не снискавшей популярности по сравнению с пророссийскими и белорусскими национальными настроениями. В 2005 году Лукашенко показательно переименовал проспект Франциска Скорины, получивший такое название в 1992, в проспект Независимости, как бы искусственно подчёркивая эту независимость, а бывший проспект Машерова (который до гибели Машерова назывался Парковой магистралью) стал проспектом Победителей - и мы можем только догадываться, кого Лукашенко имел в виду под "победителями". В какой-то момент - вероятно по результатам 2010 года, закончившегося самым большим с 1996 года протестом против власти - у Лукашенко стали осознавать, что нужно всё-таки частично уступить, и дать кое-какую волю белорусской национальной самоидентификации. И снова речь зашла прежде всего о символах. Постепенно везде стали популярны узоры белорусского национального орнамента - и не только того, который на флаге, как это было раньше. Даже на "Дворце Независимости", построенном в 2011-14 годах, присутствует орнамент не как на флаге. Орнамент даже отчасти затмил Погоню и бело-красно-белый флаг по популярности, как легальный и стильный национальный символ. В 2014 году в Минске прошёл ЧМ по хоккею, на нём тоже одним из символов была деталь орнамента, которую иногда называют "белорусской звездой"...
Орнамент проник на ЧМ по хоккею |
Простые геометрические формы как символ нации
Испокон веков, именно простые, легко воспроизводимые геометрические формы становились наиболее популярными символами самоидентификации у разных народов. У древних египтян популярным символом был анх, у древних римлян, помимо традиционного орла - сначала надпись S.P.Q.R. (Senatus Populus que Romanus - "Сенат и граждане Рима"), затем, после принятия римлянами христианства - хризма. В Средние Века универсальным символом христиан стал крест, мусульман - полумесяц со звездой, индуистов - свастика.Древнеегипетский анх |
Лабарум императора Константина с хризмой |
В России, которая с 15 века жила с двуглавым византийским орлом и православным крестом, большевики вызвали серьёзный диссонанс, введя по моде простые серпы и молоты и красную звезду - но теперь в России на равных используются все эти символы: орёл - символ государства и преемственности от Российской империи (пускай и довольно наигранной), православный крест - церкви, серп и молот - преемственности от СССР, красная звезда - армии.
В Украине прижился тризуб, изображавшийся на печатях многих русских князей во времена Киевской Руси. Сейчас с этим простым символом по всему миру не только ассоциируется Украина, но он в итоге стал государственным гербом, каким был ещё во времена УНР. При этом в Украине в разное время имелись и другие собственные, более сложные символы: запорожский казак - символ гетманата - и золотой лев - символ средневекового Галицко-Волынского княжества - эти символы изначально включили в проект большого герба Украины, который так до сих пор и не был принят.
Не принятый официально проект большого герба Украины, датируется 1996 годом |
Флаг т.н. Польского подпольного государства времён Второй мировой со знаком Сражающейся Польши |
Шеврон литовской армии со "столпами Гедимина" |
Герб Латвии с тремя звёздами вверху |
Примеры латышского национального орнамента |
Нынешние белорусские государственные символы - продукт скрещивания советского наследия с искусственной идеологией, которую в середине 1990-х начали строить с нуля, начав именно с видоизменённых символов бывшей БССР. Хотя в белорусском флаге и есть исторический элемент в виде орнамента, сам флаг в большинстве своём имеет "искусственное", советское происхождение, так же как и герб. Об этом говорит прежде всего красный цвет, занимающий большую часть флага и добавленная "для приличия" зелёная полоса - на флагах остальных советских республик тоже добавляли какие-нибудь случайные некрасные полоски, чтобы хоть как-то можно было эти безликие флаги различать. Эти флаги были безликими, потому что редкий человек родом из СССР может вспомнить, как выглядели флаги других республик, кроме его родной и, возможно, флага РСФСР. В довершение всего в Беларуси внось стали активно эксплуатировать красные звёзды, которые сделали белорусских солдат порой трудно отличимыми от советских/российских.
Безликие флаги союзных республик |
Мне кажется, что это он и есть - идеальный простой геометрический символ, который мог бы стать опорой для построения нации, как тризуб в Украине, столпы Гедимина в Литве или красная звезда в России. Тем более, что он имеет очень глубокую историю и очень подходящий смысл: этот символ означает человека, огонь. По некоторым толкованиям он означает мужское начало, что может не понравиться женской части населения, но если этот символ перевести в ранг национального, то наверняка этот символ как символ нации затмит собой изначальное значение.
Тот самый претендент на национальный символ |
Он уже проникает даже в дизайн логотипов госструктур |
Один из возможных вариантов оформления символа Вооружённых сил Беларуси на основе "звезды". Сама звезда без ромбов тоже могла бы вполне сгодиться, как символ белорусской армии |
Комментарии
Отправить комментарий