В прошедшем семестре мне довелось пожить в Праге в общежитии местного химико-технологического института. Один из моих сожителей-химиков в дискуссиях со мной очень рьяно защищал старые добрые расистские идеи о том, что уровень интеллектуального развития обусловлен расовой принадлежностью, и что негры якобы глупее белых от природы, в то время как жители северо-восточной Азии и Западной Европы умнее всех.
В какой-то момент наши с ним споры свелись к спорам о превосходстве Запада над Востоком. Началось всё с заявления, мол, вот, Россия - огромная страна, но что она вообще производит, кроме оружия и тяжёлой техники? Есть хоть один, например, российский бренд бытовой электроники, известный в мире? Сколько я его не пытался убедить, что России в настоящей ситуации нет особого смысла развивать у себя повсеместно высокотехнологичное производство по той причине, что Россия просто-напросто может купить нужные ей технологии за деньги, которых у России предостаточно благодаря природным богатствам - рыночные отношения, отсутствие политической воли и не то чтобы высокий уровень предприимчивости граждан просто делают невыгодным какое-либо массовое строительство собственных заводов.
В конце концов мой сосед переключился на Чехию: мол, у нас населения всего 10 млн, а мы производим и легковые автомобили, и локомотивы, и трактора, и свои троллейбусы, автобусы и трамваи, свою бытовую технику, и т. д. И тут во мне внезапно включился патриот: ведь Беларусь тоже производит автомобили, самосвалы, поезда, трактора, собственный городской транспорт, холодильники, телевизоры, стиральные машины, электро- и газовые плиты и т. д., пускай и несколько более низкого качества (хотя "атлантовские" холодильники и стиральные машины весьма неплохи, на самом деле), но всё-таки всё это производится у нас. "Но я не знаю никаких белорусских товаров, я их не видел здесь," - говорит сосед. "Ну а в Беларуси не видно чешской техники, кроме автомобилей Шкода, которые на самом деле 'фольксвагены'" (автомобильный завод Шкода давным-давно полностью принадлежит концерну Фольксваген). Ведь, действительно, дело в рынках: я не видел белорусские троллейбусы на европейских улицах, зато все троллейбусы Белграда - производства "Белкоммунмаша", в каждом более-менее крупном российском городе можно увидеть белорусские МАЗы. То же самое и с другими товарами. Я задумался: "а ведь действительно, в Беларуси до сих пор ещё производится много всего своего".
Вскоре после этого разговора я возвращался домой в Беларусь. После прохождения границы в Тересполе въезжаем в утренний Брест: прямо на въезде из Польши новенькие многоэтажки с иголочки, большой торговый центр с круглосуточным "Бургер Кингом" с "драйв-ином", и, что меня особо впечатлило, строящийся отель сети Hampton by Hilton. На минуточку: это Брест, самый маленький областной центр Беларуси! Ухоженные улицы, новые дома, не похожие на унылые многоэтажки по одному и тому же проекту, приятные глазу ухоженные спортивные объекты (есть там и гребной канал, и легкоатлетический манеж, и ледовый дворец, и гандбольная арена, и даже бейсбольный стадион, не говоря уже о ФК "Динамо-Брест", президентом которого недавно стал настоящий Диего Марадона), бизнес-центры, западные магазины и общепит: Interspar, "Бургер Кинг", KFC... Вообще, Брест издавна известен тем, что в нём люди не менее предприимчивые, чем в Минске: именно в Бресте находятся взрощенные с нуля белорусские частные пищевые "гиганты" - "Санта Бремор" и "Савушкин продукт". Брест косвенно является родиной мессенджера Viber: один из его создателей, Игорь Магазинник - уроженец Бреста, и в Бресте до сих пор находится один из двух белорусских девелоперских центров Viber - второй находится, конечно же, в Минске. Скорее всего, близость границы отчасти стала причиной этой предприимчивости. Ну и, конечно же, стратегическое положение Бреста явно делает из него этакий маленький белорусский Шэньчжэнь. Смотришь на Брест, и кажется, что всё в порядке, страна живёт, и не только в Минске.
Когда я возвращаюсь в Беларусь, у меня постоянно возникает некое обострение: я начинаю сознательно и подсознательно искать в Беларуси признаки нормальной европейской страны в плане социально-экономического развития, признаки того, что Беларусь всё-таки развивается правильным путём. И когда въезжаешь в Беларусь по маршруту Брест-Минск, действительно, кажется, что ты попал в очередную европейскую страну, пускай с несколько менее "крутой" инфраструктурой, но всё же похожей на соседние страны-члены ЕС, а в чём-то даже их превосходящей. Кажется, что вот всё, что есть в той же Чехии, есть и у нас, и работает оно не хуже.
Лебединая песня рано или поздно заканчивается. Для меня она закончилась, как только я вышел в Гомеле из швейцарского поезда, напоминающего своеобразный "кусочек" Минска на колёсах. Гомель - это город, куда, на мой взгляд, стоит возить уверенных в светлом будущем Беларуси граждан на ментальное лечение. Гомель - это, наверное, самый крупный город, в котором видна изнанка Беларуси. Гомель - это и есть реальная Беларусь образца эпохи правления Лукашенко. И это главная причина, почему мне Гомель нравится гораздо больше, чем Минск.
Гомель - это, если я не ошибаюсь, последний областной центр Беларуси, где у вокзала до сих пор есть привокзальный рынок, пускай и доживающий свои последние месяцы. Вообще, привокзальная площадь Гомеля даже по духу отличается от привокзальной площади Минска или, например, Гродно - в ней чувствуется некая "базарность". Такое ощущение, что ослабь государство хватку - и гомельская привокзальная площадь станет похожа на черниговскую, с массовой торговлей с тротуара и рынком, который только разрастается. Кстати говоря, ни в Минске, ни в Гродно я ни разу не видел торговлю с тротуара. А в Гомеле она есть, пускай и в определённых точках.
Гомель - это город долгостроев и недостроев. Недостроенные дороги, недостроенные бизнес- и торговые центры, новые микрорайоны без детских садов, школ и крупных магазинов, чаще всего представляющее собой натыканные в лысом поле или на намытом песке девятиэтажки - это всё до боли знакомо каждому жителю города. Когда я учился классе в 6-7 - это была середина 2000-х - я говорил, что Гомель - это очень хороший город, что в нём всё есть. Сегодня в Гомеле ощущаются явные признаки застоя, такого обшарпанного, похожего на здание, вроде и покрашенное несколько лет назад, но уже с обваливающейся штукатуркой и выгоревшей краской. С тех пор, как я уехал из Гомеля, меня стал нервировать гомельский общественный транспорт. Не секрет, что в Гомель когда-то поставляли бракованные троллейбусы, предназначавшиеся для экспорта: например, если увидите троллейбусы с синими полосами, то помните, что один из них предназначался для России, а ещё один - для Кишинёва. Забавно, но белорусские троллейбусы, которые я видел в Белграде, ездят гораздо быстрее, чем те же троллейбусы в Гомеле. А автобусы и вовсе ездят с такой скоростью, что порой хочется из них выйти и просто бежать, потому что бежать быстрее чем ехать на этих автобусах - удерживает только то, что автобусы не выдыхаются.
Квинтэссенцию гомельского застоя я недавно прочувствовал, когда ездил в инфекционную больницу. Ехать с родного Аэродрома нужно было на медленном жарком МАЗе, и по мере приближения к инфекционной больнице, расположенной в посёлке с наивным названием Новая Жизнь, миф о ровных белорусских дорогах превращался в прах: заросшие травой деревенские дороги без тротуаров, с огромными дырами. В довершение всего сама инфекционная больница, напоминающая символ застоя: один корпус недостроен и уже давно стоит в состоянии недостроенной руины, достроенный корпус, построенный в "жирные нефтяные" 2000-е годы, выглядит так, словно ему лет 30-40, и из ремонта в нём была только покраска и высадка цветочков с побелкой бордюров. Если идти пешком от больницы к "Гидроприводу", можно увидеть здание администрации свободной экономической зоны... посреди обветшавших хаток местных жителей. Мой родной микрорайон не лучше: по всему району приросло тэгов продавцов наркотиков для малолеток, никакого ремонта дворов и домов, кругом зарастающий и обваливающийся "совок", и, видимо, уже нет денег даже на облагораживание имеющегося, не то что на что-то новое.
Немного радует только то, что люди в Гомеле те же, и с каждым годом они всё-таки всё лучше осознают, что происходит что-то не то, что движение всё дальше идёт не тем путём. Остаётся только надеяться, что и гомельская молодёжь начнёт замечать эти странности и делать для себя выводы. Гомель - это реальность, это "лакмусовая бумажка". А Минск... Минск - это потёмкинская деревня, в которой, пожалуй, вредно постоянно находиться.
Правильный вид на свободную экономическую зону |
Уходящая натура |
Новые дома на лысом намыве без инфраструктуры |
Сколько будет строиться этот бизнес-центр на Кирова известно одному Богу. С 2016 года картина изменилась только в том, что вроде бы убрали кран |
Комментарии
Отправить комментарий