К основному контенту

Рождённые после СССР: Почему нам крупно повезло

Многие из нас, рождённых в 1990-х годах, в переломный период не только в истории государств, возникших на обломках бывшего Советского Союза, но и всего мира, когда во многих частях света людям внезапно пришлось привыкать к жизни по новым правилам и понятиям, слышали от своих родственников - родителей, бабушек и дедушек - о прелестях жизни в этом вроде бы знакомом, но с другой стороны абсолютно неведомом нам государстве - Союзе Советских Социалистических Республик. Разумеется, кто-то относился к СССР крайне негативно, кто-то, наоборот, вспоминает эти времена с тёплой ностальгией, некоторые при этом всевозможным образом клеймят пост-советский период. Получается, как в Бородино Лермонтова: "Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри - не вы". Хочется ответить: спасибо, конечно, за характеристику, но не мы по своему желанию рождались во время "смуты", как многие характеризуют 1990-е годы. Не мы в ответе за то, что мы не видали времён былых и славных.
Многие люди из моего поколения, в принципе, и не жалеют о том, что они родились "не в то время" и других "времён" не видали. Действительно: какой вообще смысл жалеть и ностальгировать о том, чего ты никогда не ощущал и не знал? Каждым героям свои времена. На самом деле, мы должны не просто не жалеть, а радоваться что мы родились после СССР. Ведь благодаря тому, что судьба распорядилась нам родиться в новое время, мы не отягощены этим постоянным сравнением: "В Советском Союзе было всё прекрасно, а сейчас кругом обман и содомия". Нам не с чем сравнивать. В моём личном случае, я 17 лет практически непрерывно прожил в не просто пост-советской, а "лукашенковской" Беларуси. Беларусь пережила уникальный исторический перелом: сначала "демонтаж" БССР в 1991 году, затем резкая и ускоренная белорусизация, сопровождаемая коротким периодом работающей с перекосами, но всё же реальной демократии в 1991-94 годах, а затем обратный перелом и наступление того порядка, который во многом сохраняется до сих пор, пускай и переживающий заметные эволюционные перемены. Я жил вместе с этой Беларусью, и многие живут с ней вот уже 24 года. Людям, родившимся в начале-середине 1980-х уже за 30 лет, многие из них провели "сознательную" жизнь уже в независимой стране. Как бы мы не относились к белорусскому режиму, или, например, к периоду президентства Ельцина в России, Кравчука и Кучмы в Украине и т. п. - это всё уже история. Но это история, в которой мы росли и растём, свободные от затяжной советской ностальгии.
1990-е годы для большинства людей были временем тяжёлым. Моя семья, к счастью, в это время отделалась довольно "легко", но и мои родственники вспоминают это время, как смутное. В моей личной памяти из 90-х осталась лишь пара фрагментов - тогда я был слишком мал. Но я отношусь к 1990-м с теплом - это ведь "родные" годы. А ещё это годы, которые позволили мне быть там где я есть сейчас. В советское время нечто подобное было возможно тоже, но ценой титанических усилий и множества компромиссов. В наши дни мы можем ездить по всему миру и учиться и изучать что угодно - было бы желание этот мир познавать. И я откровенно не понимаю людей, которые усмехаются этим словам, заявляя что-нибудь вроде "а где на это деньги взять?" Сам я иногда тоже так говорю, не буду скрывать. Но я никогда не думаю о деньгах, как о каком-то непреодолимом препятствии. Ведь деньги можно заработать, накопить, используя себя всего: ум, логику, физическую силу, физиологию на худой конец.
Капитализм, который у наших людей вызывает часто негативные эмоции, на самом деле система гораздо более справедливая, нежели социализм (а тем более крайнее проявление социализма - коммунизм): каждый человек в капитализме - кузнец своего счастья. Каждый человек получает то, на что он наработал. Когда заходят разговоры о 1990-х, у нас любят во всём обвинять олигархов. Да, некоторые олигархи портятся под влиянием власти, которую они обретают. Но почитайте биографию Березовского или Ходорковского: они ведь просто поймали "кооперативную волну" в конце 1980-х и занялись тем, что приносило прибыль. А большинство людей банально даже не пытались вникнуть в значение кооперации (во времена поздней перестройки этим словом называли что-то вроде частного предпринимательства) - и оставались, выражаясь по-белорусски, "сумленнымі" советскими гражданами, верящими в честность. Олигархи тоже на первых порах были честные, просто они были более ловкими. И поэтому, даже несмотря на некоторое презрение, привитое окружением, я испытываю даже некоторое восхищение олигархами 1990-х, если это, конечно, не тотальные криминальные придурки. Большинство людей не умели пользоваться новой системой, или не пытались узнать, как ею пользоваться, а эта небольшая группа людей знала. 1990-е годы были смутным временем, но при этом они были необходимым временем.
С тех пор прошло уже два десятилетия, страсти улеглись, а на фундаменте 1990-х уже построены кое-какие несущие стены современного общества. Следующим поколением строителей являемся мы, люди, родившиеся после СССР. Наша задача: постепенно исправить дефекты этого самого фундамента и продолжать строить хорошие, добротные дома. У нас есть всё, весь мир открыт - бери и делай. Нам предоставлена возможность, которой не было у наших родителей, бабушек и дедушек, родившихся в советской реальности и ею воспитанных. Этой возможности, вероятно, не будет и у наших детей, которые будут жить после нас. А у нас эта возможность есть. Это возможность самим строить новый порядок, учитывая как ошибки, так и преимущества предыдущей эпохи. Остаётся лишь избавиться от пережитков самой этой прошлой эпохи, или дождаться их самоустранения, тем временем наращивая собственный потенциал, чтобы потом максимально его применить на практике. Здесь внимание: речь не идёт о том, что нужно желать скорейшей смерти людям, являющимся свидетелями прошлой эпохи. Речь о том, что с этими людьми нужно говорить, объяснять, вступать с ними в дискуссию о том, что прошлое - это история, старый дом снесён, а теперь идёт строительство нового, лучшего дома. Но ни в коем случае не стоит принимать аргументы людей из предыдущей эпохи, как данное - мол, простите нас, мы всё ******** (здесь матерный аналог слова "потеряли"). Мы ничего не теряли и не могли терять, и никто ничего не терял - мы просто свидетели становления нового мира и сознания, всего-то. И мы, собственно, авторы этого становления.
Возможность, выпавшая нам, выпадает раз в столетие, порой и реже. Поэтому мы должны быть благодарны судьбе, что мы родились и живём во время, в которое мы гораздо реже задаёмся вопросом: "А зачем я, собственно, живу?"

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоратив...

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ...

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника явля...