Армия Беларуси после дела Коржича: Необходимость профессионализации и концепция постоянного активного резерва
"Через две, через две зимы, через две, через две весны, отслужу, отслужу как надо и вернусь" (из известной советской песни о срочной службе в армии)
А может и не вернусь... Не так давно Беларусь потряс случай, произошедший в известной своей дедовщиной воинской части в посёлке Печи под Борисовом: там нашли повешенным солдата-срочника Александра Коржича. Парень висел в петле из ремня, ноги были связаны шнурками от ботинок, на голову натянута майка. Суицид это или нет (хотя на суицид это явно не похоже), но тот факт, что в белорусской армии это уже не первый случай гибели солдата-срочника, а тем более не первый такой случай в наводящих страх на призывников "Печах", должен был бы заставить белорусскую власть задуматься над состоянием вооружённых сил. Что ещё более примечательно, только в 2017 году в белорусской армии было два случая самоубийств, и ещё три солдата умерли по разным причинам. В среднем по четыре самоубийства в год было в 2012-16 годах.
Конечно, можно сравнить нынешнюю ситуацию с ситуацией в начале лихих 90-х, когда по статистике в год в армии погибало около 100 человек. Но не стоит забывать, что и сами вооружённые силы Беларуси тогда были более чем в два раза больше по количеству активных служащих: при тогдашнем населении в почти 10,5 млн человек в вооружённых силах было около 102600 военнослужащих - солдатом тогда был почти каждый сотый гражданин РБ. Сейчас в белорусских ВС около 48000 военнослужащих (данные в обоих случаях взяты из справочника The Military Balance за 1993-94 и 2017 годы). К этому стоит добавить и общий высокий уровень преступности в белорусской армии.
В целом, уже тот факт, что в армии кто-то кончает жизнь самоубийством в большинстве цивилизованных стран наверняка бы стал причиной для массовых перестановок и реформ. Но у нас даже министр обороны остался на своём месте, хотя в демократических государствах по крайней мере из этических соображений после подобных резонансных случаев, как правило, высокие государственные чиновники уходят в отставку.
Дедовщина как причина гибели солдат
Почему в белорусской армии происходят суициды? В качестве наиболее частой причины называются т. н. "неуставные отношения", более известные как дедовщина. Дедовщина - это неформальная иерархия, формирующаяся между солдатами-срочниками в зависимости от прошедшего времени службы. В поздней советской армии новобранцев, как правило, называли "духами", тех, кто отслужил примерно половину срока возводились в ранг "черпаков", и, наконец, те, у кого служба приближалась к дембелю, именовались "дедами" и имели негласное право "воспитывать" "духов" и "черпаков", хотя официально разница в воинском звании между новобранцами и "старослужащими", как обычно называют "дедов" офицеры, была минимальна, либо её вообще не было.
Почему существует дедовщина?
Дедовщина по своей природе является порождением призывной системы, а также системы, при которой в армию попадают, как правило, люди без высшего образования. В профессиональной армии, состоящей из людей, для которых служба - это работа (их ещё называют "контрактниками", как правило неуставные отношения минимальны, ведь в таком типе вооружённых сил люди идут служить добровольно и каждый военнослужащий является другому солдату коллегой, а в случае некоторых стран и боевым товарищем, что исключает проявление неуважения.
Призывная армия - это просто временное скопление неподготовленных гражданских лиц, которые, как правило, служат год-полтора и потом возвращаются на "гражданку". В армии этих людей друг с другом в принципе ничего не связывает, сама армия воспринимается как принуждение со стороны государства, а так как государство небогатое, то и условия в армии для срочников довольно удручающие, нередко ограниченные. Все эти факторы приводят к появлению разногласий и неуважения к другим. К тому же, дедовщина у нас уже носит "традиционный" характер, она закрепилась в армии с советских времён, стала частью менталитета, да и вообще, все "деды" когда-то были "духами", и желают отыграться за своё унижение на новобранцах.
Возможный эффект дедовщины
Самый опасный эффект дедовщины заключается в деморализации солдат. Это естественно, если у солдат боевой дух может пропасть во время боевых действий, когда их может охватить страх смерти и паника. Но когда это происходит в мирное время, это может привести к катастрофическим последствиям в случае военных действий. Дедовщина может стать причиной массового дезертирства и даже перехода на сторону противника. Это особенно опасно в случае таких государств, как Беларусь. Дедовщина была менее опасна в Советском Союзе: во-первых, из-за массового характера его 5-миллионной армии, во-вторых, из-за мощи советской идеологии и государственной машины, которая очень тяжело карала за предательство или дезертирство (вспомните заградительные отряды времён ВОВ, расстреливавшие дезертиров).
В Беларуси ситуация абсолютно иная. Беларусь, во-первых, во много раз меньше по площади, во-вторых, в вооружённых силах Беларуси только неполных полсотни тысяч военнослужащих, большинство из которых - непрофессионалы, а в-третьих, и это очень важный фактор - это геостратегическое положение Беларуси. Беларусь находится между странами НАТО и Россией. Вероятность того, что белорусская армия будет охотна воевать против какой-либо из этих сторон крайне мала: армии НАТО выигрывают в технологиях и капитале (а страны-члены НАТО - в уровне жизни), в то время как армия России - это же "свои люди". Поэтому белорусская армия находится под угрозой быстрого разложения в случае нападения на Беларусь с той или с другой стороны. И дедовщина значительно усугубляет дисциплину в непрофессиональной армии.
Что стоило бы сделать?
Решение вопроса белорусской армии - очень стоящая тема для общественных дебатов в немногочисленных белорусских аналитических центрах. В большинстве случаев, однако, имеющиеся общественные мнения и мнения специалистов являются реакцией на половинчатые решения властей, такие как, например, разрешение на использование простых мобильных телефонов и предложение Лукашенко не призывать единственных детей в семье.
Однако, проблема дедовщины от этого не исчезнет. Ровно как не исчезнет хроническая технологическая отсталость белорусской армии. Конечно, на сегодняшний день Беларусь является членом ОДКБ - организации коллективной обороны под предводительством России. Лишь в последней военной доктрине Беларуси появились намёки на то, что опасность для Беларуси может исходить и от союзника, но на качестве вооружённых сил это пока не отразилось. Не стоит забывать, что с точки зрения доминантных концепций геополитики ЕС Беларусь находится в составе "амортизирующего кордона" между странами-членами ЕС и Россией/мусульманскими странами, куда также входят Украина, Молдова, Турция, в некоторой степени также закавказские республики. С точки зрения доминантных российских геополитических концепций Беларусь является частью "евразийского" пространства, которое Россия должна держать под полным контролем, а при возможности даже включить его в свой состав (мнение т. н. "экспансионистов" во главе с Дугиным и "цивилизационистов" во главе с Зюгановым). Самым оптимальным выходом для Беларуси в этой ситуации (с политической точки зрения) было бы создать собственную боеспособную армию и постоянный активный резерв, а также разработать и постоянно поддерживать систему быстрой мобилизации. Кроме того, Беларуси бы очень пригодился и собственный развитый ВПК: в последние годы он вроде как нарисовывается, но проблема заключается в том, что белорусские власти имеют пока слабое представление о традиционном правиле маркетинга на рынке вооружений - чтобы начать продавать вооружения за рубеж, государство должно закупить значительное количество отечественной техники для собственной армии.
Беларусь не нуждается в поддержке большой армии с большим количеством непрофессионалов. Гораздо эффективнее было бы отменить классический призыв и создать профессиональную армию, ядро которой составляли бы только "контрактники". Благодаря отмене призыва (также при условии экономических реформ) появились бы свободные средства для оснащения профессиональных солдат по последнему слову техники. Профессиональных солдат следовало бы постоянно тренировать на учениях, причём не исключается возможность проведения учений как совместно со странами ОДКБ, так и со странами НАТО.
Ключевым методом поддержания боеспособности армии могла бы стать проработанная система ротации. Например, новые солдаты могли бы проходить учения один-два раза в год, а более опытных солдат можно было бы посменно отправлять на миротворческие миссии под эгидой ООН. В итоге бы Беларусь имела бы профессиональную армию с боевым опытом, что сыграло бы роль дополнительного фактора сдерживания против потенциальных противников.
Беларусь имеет довольно ограниченные человеческие ресурсы, но ограниченное количество боеспособного населения не является приговором (хотя демографические прогнозы тоже имеют огромное значение для планирования оборонной политики). Уменьшенное количество военнослужащих в профессиональной армии можно было бы дополнить введением так называемого активного резерва. Суть активного резерва заключается в том, что, например, всё мужское население страны в возрасте от 18 до 35 лет один раз в год проходят военные сборы, где их готовят приблизительно как обычных солдат. Оптимальным сроком для сборов была бы неделя-две. При этом такие сборы бы проводились круглогодично таким образом, что в каждый момент времени определённая часть резерва находилась бы в боевой готовности. Чтобы снизить расходы на поддержание активного резерва, можно обязать предприятия, на которых работают подлежащие прохождению сборов резервисты, оплачивать их пребывание на сборах, прежде всего проживание и питание, либо разделять бремя расходов с государством. Военную подготовку в вузах за счёт государства при такой системе можно было бы оставить.
Все эти меры не только сделали бы белорусскую армию боеспособной и освободили бы финансовые средства, срочно необходимые на модернизацию инфраструктуры и обновление техники, но и исключили бы проблему дедовщины и низкого уровня дисциплины в армии, что является критически важным в геополитических условиях, в которых находится Беларусь.
Комментарии
Отправить комментарий