К основному контенту

Скетч: Беларусь, 2040-е годы

(Минск, 204х год. Из интервью с г-ном N, выдающемся государственным деятелем, одним из лидеров демократической революции 2039 года, положившей начало т. н. Третьей белорусской республике)

- Каково было первому правительству работать в первые пост-революционные годы?

- Я бы сказал, что первому правительству было суждено, по сути, принести себя в жертву народу, настолько запущенной была ситуация после сорока пяти лет правления режима. Перед министрами стояла сложнейшая задача: убедить народ в том, что для того, чтобы Беларусь стала процветающей страной, нужно пережить несколько тяжёлых лет кризиса, который неминуемо сопровождал пост-революционные реформы. Людям нужно было в максимально понятной и лояльной манере объяснить, что ситуация в экономике настолько запущена, что без временного ухудшения уровня жизни по сравнению с временами Лукашенко никак не избежать. Для того, чтобы выполнить эту задачу, приходилось постоянно людям напоминать об ошибках, сделанных во времена, которые сейчас историки называют периодом Первой республики, то есть в 1991-94 годах. Казалось бы, это было полвека назад. Но не стоит забывать, что режим, правивший Беларусью сорок пять лет, вышел как раз из того времени.



Люди, которым сейчас уже по шестьдесят-восемьдесят лет, прекрасно помнят те смутные годы сразу после распада Советского Союза. Тогда в приходе режима были виноваты все: и политики, и простые люди. Политики - потому что они предались своим политическим прениям и разногласиям в тяжелейший период в истории страны, в период становления независимого белорусского государства. Тогдашние политики не осознали всей важности момента, и своими постоянными разногласиями отвернули от себя обычных людей. Но и сами люди тоже в какой-то степени виноваты. Ведь тогда в любом случае пришлось бы переживать сложнейшие годы с точки зрения экономики: неважно, кто был тогда у власти. Был бы Лукашенко у власти в 1991-94 годах - его бы никто не избрал президентом на первых выборах. Он бы стал политическим трупом, таким же, какими стали Шушкевич, Кебич, Позняк и другие. Но он был критиком власти и критиком всех позитивных начинаний, которые бы впоследствии привели к успеху, если бы Лукашенко их не срубил потом на корню, когда они ещё были в зачатке. Люди не хотели терпеть кризис, после которого бы наступило процветание, и выбрали откат к старому. Я не спорю: первые годы при Лукашенко действительно были лучше, чем при Первой республике, уровень жизни населения рос с каждым годом. Но с такой несовершенной экономической моделью это не могло продолжаться вечно. Беларусь стала полностью зависеть от переработки и дальнейшего экспорта российской нефти. Когда цены на нефть и нефтепродукты росли в начале нулевых, в Беларуси жить становилось лучше. И у Лукашенко был прекраснейший шанс относительно безболезненно перейти на полностью рыночные рельсы. Но, видимо, он подумал, что цены на нефть будут расти вечно - нефти же всё меньше. Нефть стала резко и быстро дешеветь, и то, что тогда называли "белорусским чудом" и "белорусской моделью" превратилось в пшик. И белорусам пришлось ещё тридцать с лишним лет жить в стране, изо всех сил пытающейся создать образ высокоразвитого государства, изо всех сил режим пытался доказать, что "белорусская модель" жива и работает. И ещё тридцать лет людям приходилось терпеть застой, глядя, как соседние страны стремительно уходят вперёд.



Долгом первого демократического правительства, по отношению к которому ещё используют несколько "заезженное" клише, "правительство народного согласия", было убедить граждан Беларуси 2040-х годов не совершать снова ошибки, допущенные гражданами Беларуси 1990-х годов. Истории в школах учат не зря, из истории нужно делать выводы.

- Но некоторые люди делают выводы не по учебникам, а по жизненному опыту... Например, сторонники старого режима, которые активно протестуют уже несколько лет, и численность их не уменьшается, а может даже растёт...

- Этого не избежать, и первое правительство было к этому готово, к этим условиям, когда часть населения подумает: "А зачем всё это?" Кому-то ведь действительно хорошо жилось при Лукашенко, а теперь живётся не очень, у многих людей уже возникла ностальгия по временам Лукашенко. Ведь сорок пять лет - это очень много! За сорок пять лет уже выросло несколько поколений. И даже моё детство и юность, студенческие годы прошли при Лукашенко. Когда-то люди вроде меня и не знали другой власти в Беларуси, Беларусь ассоциировалась с режимом, даже, можно сказать, это была "фишка" Беларуси. А ностальгия по временам Лукашенко схожа с ностальгией по Советскому Союзу, о которой мы слышали из рассказов наших родителей, бабушек и дедушек. Это естественно, и я этих людей всецело понимаю. Но, всё-таки, нужно на вещи смотреть объективно и трезво. Большинство людей при Лукашенко жили весьма бедно, пускай и в безопасности. Доходы большинства населения за тридцать лет практически не менялись: они то падали, то снова росли, причём росли обычно к президентским выборам. К середине 2030-х власти уже было очень сложно отвлекать внимание людей проблемами у соседей. 



Помню, в мои студенческие годы Лукашенко постоянно сравнивал ситуацию в Беларуси с ситуацией в Украине после революции 2014 года, когда там была нищета, в Донбассе была война, и вообще в стране царил полный беспорядок. Каждый раз Лукашенко обращал внимание, что в Беларуси, в отличие от "некоторых соседних государств", нет войны, нет беспорядка и повсеместной коррупции, и вообще жить настолько лучше, что люди из Украины бегут в Беларусь в поисках стабильности и лучшей доли.

Сейчас уже такие заявления вызовут у многих белорусов ухмылку. Ситуация в Украине во второй половине 2010-х годов действительно была удручающая. Но тогда был сделан выбор и были заложены основы, которые в долгосрочной перспективе сыграли положительную роль. За тридцать лет со времён революции в Украине выросло новое поколение, которое осознало, что воровство, коррупция и братоубийство - это плохо. И посмотрите, какая Украина сейчас. Сейчас Украина - развитая страна, в которой зарплата у большинства людей уже не ниже 500 долларов, украинские города преобразились, стали ухоженными, с развитой инфраструктурой. Беларусь в то же время продолжала топтаться на одном месте, и про Украину говорить власти вообще перестали, потому что любое упоминание о 2010-х годах стало вызывать у белорусов раздражение: да, в Украине ситуация была ужасная, но в Беларуси не было ни революции, ни войны, и почему-то всё только хуже и хуже. Однако, некоторым людям хуже не было, и вот эта группа людей теперь протестует под красно-зелёными флагами. Благо люди не сделали на прошедших парламентских выборах выбор в пользу прошлого.



- Кстати о выборах: Вы переживали за их исход?

- Тогда переживали все. В 2039 году всё было проще: прошла бескровная революция, на волне перемен общество и политические силы были очень консолидированы, и первые парламентские выборы в воссозданный Верховный Совет прошли на удивление гладко. Мы все понимали, что это ответственный шаг, всем политическим силам нужно было сплотиться и работать на результат. К общим усилиям тогда не присоединилась только старая "лукашенковская гвардия", которая как раз стала пытаться вселить раздор между новыми лидерами и политическими движениями. Деятели режима были умелыми пропагандистами, когда у них в руках был административный ресурс, но как только они его потеряли, их попытки повлиять на ситуацию выглядели довольно жалко, и новой власти не составляло труда находить ответы, ведь старая власть насоздавала много проблем, которые пришлось, кстати, решать первому правительству.

И, как я уже сказал, первому правительству пришлось отдать себя в жертву. Пришлось начать реформы, которые привели к падению уровня жизни по сравнению с ситуацией до 2039 года, убеждать людей, что всё это необходимо (и оно действительно было необходимо) и что не стоит требовать возвращения гарантий режима. Я считаю, что наш новый президент, премьер-министр и председатель Верховного Совета сделали очень грамотно и верно, когда сделали совместное заявление, в котором сказали людям прямо и откровенно: дайте нам пять лет, и на следующих выборах сделайте выводы. И ставшая крылатой фраза президента "Отсчёт пошёл", сказанная им сразу после того, как был назван срок в пять лет, действительно, как мне кажется, оказала успокаивающее воздействие на людей. Люди стали ждать, и в этот раз власть не подвела. Мы все действовали вместе, и быстро справились с первоначальными трудностями.

Но, повторюсь, на вторых [парламентских] выборах [2043 года] переживали все, особенно власть. Это был первый экзамен, на котором народ ставил свою оценку. И хотя первое правительство в итоге не пережило один парламентский срок, мы все обнимались от радости, когда узнали результаты. Мы увидели, что люди больше не хотят возвращения к той старой диктатуре, которая проявила себя с далеко не самой лучшей стороны. Мы увидели, что люди не совершили ошибки, которые совершили их родители, деды и прадеды в 1990-х годах. Новое правительство смогло использовать наработки предыдущего, и не разрушило их, как это когда-то сделал Лукашенко и его соратники.



(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоратив...

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ...

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника явля...