Апартеид - преступление или социальная привычка?
Апартеид - сегрегация по расовому признаку - в большинстве стран мира является уголовным преступлением. Более простыми словами, апартеид - это когда белые отдельные, чёрные отдельно, причём чёрные, как правило, остаются в не самом выгодном положении.
Слово "апартеид" (в оригинале "апартхейд") происходит из языка африкаанс, на котором разговаривают, как правило, потомки голландцев в ЮАР - африканеры (они же буры, "boer" переводится с голландского как "фермер"). Политика апартеида, которая частично прослеживалась в Южноафриканском Союзе ещё в довоенный период, в 1948 году стала официальной идеологией, проводимой в жизнь Национальной партией, которая, по сути, единолично правила ЮАР с 1948 по 1994 год.
До начала финальной стадии деколонизации после 2-й мировой войны, апартеид был вполне нормальным явлением в африканских колониях (и не только в африканских). После Второй мировой войны, однако, апартеид стали считать полунацистской политикой и в итоге расовая сегрегация осталась нормой только в ЮАС/ЮАР и соседних территориях. В конце концов, апартеид стали считать преступлением и серьёзным ущемлением прав человека, а ЮАР стала страной-изгоем, и оставалась такой вплоть до 1989 года, когда апартеид был отменён президентом Виллемом де Клерком.
Флаг ЮАС/ЮАР в 1928-94 годах, фактически ставший символом апартеида |
Но в чём вся соль? Соль в том, что в сознании многих людей апартеид всё ещё остаётся нормой. Хотя в таких странах, как США, ЮАР и т. д., где количество чёрного населения значительно, или оно преобладает над белым, апартеид и расизм считаются темой-табу. Но самое любопытное, что в бывшей стране, которая активно осуждала апартеид - СССР - большинство людей нетолерантно относятся к чёрным. Заметьте, насколько в нашем обществе распространены шутки и анекдоты с расистским подтекстом. Классика жанра - анекдот про негра и белый шоколад. Плюс плохие или глупые негры из американских фильмов - и получается настоящий расистский микс, основанный на стереотипах.
Но самым парадоксальным является то, что при негласном положительном восприятии апартеида, у нас многие люди уважительно относятся к деятельности Нельсона Манделы, более старшее поколение - также к деятельности Патриса Лумумбы, Мартина Лютера Кинга и некоторых других известных представителей негроидной расы. Выходит, мы одобряем конец сегрегации в ЮАР, но негров всё равно не любим. Мягко говоря, неоднозначное мнение.
В этом году в США разразился политический скандал, после того, как в городе Фергюсон в штате Миссури белый полицейский застрелил чёрного подростка. В России, отношения которой с США в данный момент довольно напряжены, сразу же многие обратили внимание, что в демократической Америке процветает расизм. В то же время многие подсознательно ощущают тот факт, что застреленный подросток был не по возрасту здоровым малым, и что "неграм так и надо".
Я не хочу отстаивать какую-либо позицию или анализировать события в Фергюсоне, так как в них много противоречий и сомнительных фактов. Но отмечу, что расовая нетолерантность и склонность к апартеиду до сих пор поразительно сильны во многих традиционно "белых" странах. И несмотря на преступность апартеида, до сих пор многие с подобной сегрегацией молча согласны, особенно восточные славяне, у которых культ чистоты крови порой похлеще, чем в Германии сами знаете какого исторического периода.
Над этим стоит задуматься. Чёрное население Африки не виновато, что их правительства не могут или не хотят вывести свои страны из мальтузианской ловушки, и народ там не менее работящий, чем даже у нас. Честно признаться, осознавая, насколько тяжела жизнь в некоторых африканских государствах, их жители у меня скорее вызывают уважение, чем неприязнь.
Другое дело - многие афроамериканцы, которые нередко являются источником преступности в США. Конечно, делать обобщение в данном случае нельзя, но в целом определённая степень апартеида, которая сохранялась в США вплоть до 1960-х годов, имела свои мотивы. Однако в современном мире необходимо интегрировать все социальные группы, в том числе и такие номинально негативно воспринимаемые, как чёрные, цыгане и, в некоторых случаях, евреи. Нельзя отделять их от общества, каждый человек сам для себя решает, в зависимости от своего воспитания, желает ли он выделять себя относительно представителей других рас и национальностей или нет. Категорично никакие правовые нормы это не могут запретить.
Комментарии
Отправить комментарий