12 часов 45 минут. Отправляется автобус Гомель-Чернигов. Последний взгляд на родной автовокзал в предвкушении необычного путешествия через, казалось бы, такую близкую страну, через родину моих родителей, дедов. Я считаю Украину своей второй Родиной - настолько она мне близка. Всю мою сознательную жизнь Украина была страной нестабильной: постоянно в ней, как и в соседней России, что-то происходило. Заметный контраст с нашей Беларусью. Когда я был маленький, проблемы Украины были далеки от меня: Беларусь и Украина мне казались очень похожими, практически не отличимыми друг от друга странами. Казалось, что граница между ними чисто условная. И единственное, что меня связывало с украинской политикой, была фраза "Кучма-чума", которую часто произносил при мне мой дед про тогдашнего президента Украины. Леонид Кучма в те годы казался своеобразным подобием Лукашенко, хотя, как ни парадоксально, несмотря на проблемы с демократией, эпоха Кучмы была, пожалуй наиболее стабильной в истории независимой Украины. Об этом я напишу подробнее в одной из будущих публикаций.
После Оранжевой революции и связанной с ней прозападной эйфорией в Украине начался затяжной и глубокий политический кризис, дискредитировавший "оранжевую" власть. Постоянная борьба между Оранжевой и Антикризисной коалициями, палатки то одних, то вторых на Майдане были неизбежными и привычными атрибутами украинской политической жизни. В 2010 году украинцы избрали президентом человека, против которого выступили в 2004-м. При Викторе Януковиче Украина как будто откатилась назад в лихие 90-е: вновь стал повсюду проступать криминал, уровень жизни упал до критических отметок. Евро 2012, которое должно было стать символом успеха Украины, стало скорее показушным пиром во время чумы. В конце концов всё вылилось сначала в Евромайдан - некую Оранжевую революцию версии 2.0 - потом в кровавую революцию с более чем сотней убитых, и, наконец, в напряжённые манёвры в Крыму и гражданскую войну в Донбассе.
Но я сейчас не об этом. Сейчас я хочу показать вам остальную Украину, без Крыма и Донбасса. Просто, без лишних комментариев, показать, как выглядит эта страна сейчас, в конце июня 2014 года, спустя 4 месяца после революции. В предыдущий раз я был в Украине 19-20 января - как раз перед появлением первых жертв на Евромайдане. Тогда я отделался тем, что из Нежина в Чернигов пришлось ехать на автобусе, так как были перебои в железнодорожном сообщении и моя электричка сообщением Киев-Нежин-Чернигов не приехала.
Итак, в 12:45 мой автобус отправился с гомельского автовокзала. Буквально перед отправлением, когда троллейбус, в котором я ехал на вокзал, поворачивал на проспект Победы, по переходу прошёл мужчина в майке с надписью "ПТН ПНХ с Украины" - символичное начало. И это всё ещё была Беларусь, город Гомель. Хотя, в принципе, ничего удивительного я в этом не вижу. Гомель, из всех белорусских городов, пожалуй, больше всего втянут в украинскую круговерть. Несмотря на то, что кажется, будто в Гомеле всё плывёт по течению и город от украинских событий отделён какой-то почти глухой стеной, нетрудно вспомнить, что именно в Гомеле родился Михаил Жизневский - вторая жертва Евромайдана. Кроме того, я уже не раз читал в интернете про гомельчан, которые пошли добровольцами то в украинские добровольческие батальоны, то к сепаратистам из ДНР и ЛНР. А ещё на ум приходят истории про беженцев с Украины, осевших в Гомеле. Всё тихо лишь на первый взгляд... В реальности умы людей бурлят и Гомель косвенно также втянут в украинские события, и между гомельчанами есть скрытые разногласия во взглядах на них, которые, однако, не выливаются на улицу в виде протестов или беспорядков. Тем не менее, натянутость чувствуется уже там.
Белорусский пункт пропуска "Новая Гута" сегодня мало отличается от своего традиционного состояния. Но сразу бросается в глаза полное затишье и почти абсолютное отсутствие автомобилей. На стоянке стояло всего лишь два дальнобойщика: один с молдавскими номерами, второй с эстонскими (и с юморной надписью BTR - под стать нынешним событиям).
|
Легендарный "БТР" на границе |
|
Ещё один "БТР" на украинской таможне (фото с сайта gomelnews.onliner.by) |
За всё время, что автобус стоял на таможне, через пункт пропуска проехало две или три украинские машины в сторону Украины и одна белорусская в сторону Беларуси. Ещё несколько грузовиков стояло на въезде из Украины.
Автобус был заполнен преимущественно украинскими гражданами: им то, наоборот, в Беларуси спокойнее сейчас. Было всего пару человек с белорусскими паспортами (включая меня) и трое с российскими.
На пустующей белорусской таможне все прошли фактически только паспортный контроль. После этого контроля я зашёл в свежевыстроенный Duty Free - купить деду бутылку джина. С виду подогнанный под европейские стандарты магазинчик, заполненный на 90% всевозможным спиртным, разбавлялся типичными белорусскими женщинами-продавцами в стильных униформах с красным жилетом, и с такими типичными и традиционными для белорусских женщин-продавцов хамоватыми нотками в голосе: казалось, они изо всех сил сдерживаются, чтобы не нахамить покупателям. Наверное, очень скучно на границе...
Украинский пункт пропуска "Новые Ярыловичи" встретил нас уже ставшими привычными бетонными брусьями на дороге и огневыми точками из мешков с песком из строительного гипермаркета "Епіцентр".
|
Въезд выглядит именно так, поэтому решил лишний раз не фотографировать (фото с сайта gomelnews.onliner.by) |
|
Вот такие символичные укрепления можно увидеть по всей украинской таможне. Их как будто наваляли в качестве достопримечательности (фото с сайта gomelnews.onliner.by) |
На украинской стороне всё, в принципе, проходило так же, как и всегда. Однако, как я и ожидал, украинцы стали более серьёзно подходить к таможенному контролю. Если раньше всё выглядело вроде "багажник открыт - багажник закрыт", а контроль в салоне проходил выборочно и очень редко, под настроение, то теперь всё гораздо более жёстко. Всех, у кого были вещи в багажнике, вывели на улицу с сумками и построили в шеренгу. Высокий таможенник всем говорил открывать сумки, ощупывал их, спрашивал у их владельцев, есть ли там что-то кроме лишних вещей. Если у кого-то сумка была большая - спрашивал, откуда человек едет и куда. Если кто-то ехал не из Гомеля - проверяли более тщательно. Мужчину с двумя чемоданами, который обмолвился, что едет из России, отправили в зал на подробный досмотр. Честно признаться, я ожидал, что и меня отправят в зал - у меня был большой туристический рюкзак. Могли возникнуть подозрения, что я еду в Украину не просто так. Но рюкзак, как ни странно, не привлёк особого внимания таможенника. Наоборот, обследованию моей небольшой сумки через плечо было уделено гораздо больше времени. Когда таможенник увидел в сумке бутылку "бифитера", он спросил, везу ли я ещё алкоголь. Пол-литровая бутылка из белорусского Duty Free была единственным сосудом, содержавшим жидкость крепче воды в моём арсенале. Потом он спросил, откуда я еду. Когда я ответил, что еду из Гомеля, он больше не задавал вопросов и пошёл осматривать салон. Я тем временем погрузил рюкзак обратно в багажник и вернулся на место.
|
Это уже моя собственная фотография "Новых Ярыловичей" из-под тишка. Сфотографировал, когда стоял в шеренге с рюкзаком. Это вид в сторону Украины. Видны мешки с песком. На выезде бело-красные заградительные бетонные блоки |
Вскоре всем вернули паспорта и мы въехали в Украину. Вокруг всё как и прежде: нераспаханные поля, деревни с покосившимися домами, дорога с заплатами... На столбах и знаках плакаты, на которых Пётр Порошенко благодарит украинцев за свою победу. Это очень по-украински, особенно если вспомнить бигборды с поздравлениями Януковича. Кроме этих плакатов не было ничего нового в этих знакомых пейзажах украинского Полесья.
В Чернигове также будто бы и не было многотысячных протестов с захватом ОДА. Грязноватый город, полный торгующий людей, будто застрявший в 90-х, со своими бесчисленными пятачками, магазинами, кафе, ресторанами, оптовыми базами, со старыми троллейбусами и полным отсутствием привычных для белорусов больших государственных автобусов. Единственное отличие от прежнего Чернигова - намного большее количество украинских флагов. Украинский прапор, раньше не особо популярный у жителей наполовину русскоязычной Черниговщины, внезапно стал в самом мейнстриме: флаги на машинах, на зданиях, перед всеми учреждениями, банками. Множество больших украинских флагов висит на балконах многоэтажек, развевается на дачных участках. Такого не увидишь в Беларуси! Разве что в Прибалтике или в Скандинавии.
Ещё один любопытный момент - белорусскоязычная реклама на бигбордах. Было необычно увидеть рекламу некоего пива "Мінскае" и его вариации "Мінскае Жыгулёўскае" со словами "Смакуй беларускае" в центре украинского Чернигова, да ещё в свете последних событий. Причём эта реклама была отнюдь не в "бел-чырвона-белам" стиле: наоборот, преобладали красно-зелёные тона, а довершал этот вынос мозга советский знак качества. В принципе, мне знакомо отношение украинцев к Беларуси: от Сяна до Дона Беларусь - это там, где люди живут лучше и где качественнее сельхозпродукция. А ещё там где порядок и где всё действительно "как в Европе". Ну и заповедник совка, как никак. Именно "советское" качество товаров с намёком на ностальгию, и комбинация "порядок+стабильность" является причиной такой популярности Беларуси в Украине. Причём и во Львове, и в Одессе, и в Киеве, и в Донбассе - везде одинаковые отзывы.
|
Пример дикой рекламы импортного белорусского пива |
|
Экземпляр пива. В Беларуси такого не найдёшь - сварено чисто для экспорта в Украину пивзаводом "Аліварыя" |
В остальном Чернигов до боли знаком. Несмотря на то, что памятника Ленину в Чернигове больше нет, в черниговском железнодорожном вокзале - этаком храме коммунизма - до сих пор повсюду побелённые серпы и молоты. Только сам вокзал ныне цвета морковки - раньше был радикально красный.
|
Черниговский вокзал
|
|
Интерьер вокзала - всё по-старому. Даже по очень старому |
Люди всё те же - одетые ещё менее ярко, чем белорусы. Многие одеты по-старому, как одевались лет 10-15 назад. Многие из деревень, живут простой деревенской жизнью, курсируя между своими деревнями и Черниговом на электричках, выпивают. По-прежнему нужно проявлять максимальную ловкость и бдительность, чтобы удачно сесть в электричку. По-прежнему, при посадке в электричку, тебя пихают, толкают, у дверей мгновенно скапливается огромная толпа - все рвутся занять место, хотя мест и так всем хватает. По-прежнему та самая грязная электричка с порванными сиденьями и заржавевшими окнами и крышей.
По приезду в Нежин пошёл ливень, и вся толпа, которая в Чернигове запихивалась в электричку, рванула к автобусам, поджидающим на привокзальной площади. Теперь нужно было изловчиться, чтобы уехать с вокзала. Несмотря на то, что я уже научился включать в себе "провинциального украинца" и подстраиваться под всю эту катавасию, от которой у среднестатистического минчанина бы глаза полезли на лоб, мне удалось сесть в автобус-маршрутку только с третьего раза - потерял форму немного. Стóя, с большущим рюкзаком, в забитом тесном ПАЗике с женщиной-кондуктором, громко выкрикивающей остановки водителю, я доехал до своей "Объезжей" и побыстрее поспешил к многоэтажке, в которой живёт мой дед. Напоследок сделал одну фотографию местной самой престижной гимназии №16 - просто так.
|
Гимназия №16 города Нежина |
Вот так просто и обыкновенно, как всегда, без каких-либо особых приключений, прошла первая часть моего транзита. А завтра предстоит путь в Киев и вечерне-ночная поездка через Западную Украину. Об этом - в следующей части повествования через пару дней.
Комментарии
Отправить комментарий