Моя семилетняя студенческая эпопея вроде как подошла к скромному концу без фанфар, и поэтому теперь у меня есть больше времени для всяких философских рассуждений.
Недавно, под влиянием вынужденного косвенного ознакомления с размышлениями Святого Августина и Фомы Аквинского, я снова задумался о смысле наших с вами жизней. Св. Августин прославился, прежде всего, различием грешного "земного города" и идеального "города Бога" (civitas Dei). В политической трактовке civitas Dei - это одна из ранних христианских попыток представить идеальный мировой порядок, к которому должны стремиться люди. Многим из нас известно, как христианство трактует смысл земской жизни - как подготовку к жизни в царстве Божьем.
С течением времени, под влиянием Возрождения и, особенно, Просвещения, люди стали больше верить в себя, нежели в Бога. Люди стали хотеть хорошей жизни здесь и сейчас, уже в "земном городе", а не надеяться на лучшую жизнь по ту сторону смерти. С этой переменой связано и своеобразное "расщепление" понятия "смысл жизни". Стало неясно, в чём же этот смысл, да и есть ли вообще какой-то универсальный смысл, подобный христианскому. В принципе, это расщепление есть одно из проявлений перехода от универсализма - мнения, что существуют всеобщие ценности и порядок - к партикуляризму, то есть отрицанию существования универсальных ценностей. Действительно, сейчас смысл жизни каждый человек интерпретирует для себя по-разному. Кто-то видит смысл в семье, в богатстве, в служении людям, кто-то по-прежнему видит смысл в подготовке к жизни загробной.
Но мало кто задумывается об ещё одной альтернативе: что если смысла жизни нет? Отсутствие смысла жизни до сих пор воспринимается людьми как нечто пессимистичное и даже негативное. Однако, попробуйте расширить понятие смысла жизни на всё человечество. Зачем существует человечество? Какова цель существования человечества и есть ли она? Объективного ответа на этот вопрос мы (по крайней мере пока) не знаем. И не исключено, что мы его не узнаем никогда, либо узнаем его за пределами нынешнего мира, ведь любая попытка озвучить цель существования человечества будет всего лишь созданием самого человечества. Если принять невозможность объективного познания цели существования человечества в наших условиях, то, пожалуй, главная субъективная цель - это познание этого самого мира, в который нас всех на какое-то короткое время занесло. Но возможно ли познать мир? Здесь снова дилемма: между гностицизмом (возможностью конечного познания) и агностицизмом.
Проблема и ограничение человека заключается в его рациональности. Человеку свойственно всему искать причины, объяснения, ставить цели. И ему весьма трудно представить ситуацию, когда этих причин, объяснений и целей не существует в принципе. Зачем существует человечество? Вполне возможно, что ответа на этот вопрос нет. Оно просто существует, без причины и цели. То же самое и с нашими жизнями. Жизнь даётся без причины и без определённой цели. Но человек всё равно себе эту цель придумает и поставит. Самая минимальная цель - прожить эту жизнь и умереть.
Рассуждать об этом сложно, так как у людей пока нет ровным счётом никакой информации о том, что происходит с сознанием человека до его рождения и после его смерти. Есть лишь различные религиозные представления, но без строго научных эмпирических фактов. И не факт, что они появятся, но основываясь на сакральных версиях можно надеяться, что ответ на вопрос о смысле жизни для нас банально закрыт до того момента, пока мы не переступим порог смерти. Бесспорно, было бы очень интересно, если после смерти будет предложена возможность заглянуть, по крайней мере, в любую точку на бесконечной временной прямой. Но даже это не отменяет извечного вопроса, мучающего людей: в чём же смысл человеческого существования?
А может, просто нет смысла ставить этот вопрос?
Недавно, под влиянием вынужденного косвенного ознакомления с размышлениями Святого Августина и Фомы Аквинского, я снова задумался о смысле наших с вами жизней. Св. Августин прославился, прежде всего, различием грешного "земного города" и идеального "города Бога" (civitas Dei). В политической трактовке civitas Dei - это одна из ранних христианских попыток представить идеальный мировой порядок, к которому должны стремиться люди. Многим из нас известно, как христианство трактует смысл земской жизни - как подготовку к жизни в царстве Божьем.
С течением времени, под влиянием Возрождения и, особенно, Просвещения, люди стали больше верить в себя, нежели в Бога. Люди стали хотеть хорошей жизни здесь и сейчас, уже в "земном городе", а не надеяться на лучшую жизнь по ту сторону смерти. С этой переменой связано и своеобразное "расщепление" понятия "смысл жизни". Стало неясно, в чём же этот смысл, да и есть ли вообще какой-то универсальный смысл, подобный христианскому. В принципе, это расщепление есть одно из проявлений перехода от универсализма - мнения, что существуют всеобщие ценности и порядок - к партикуляризму, то есть отрицанию существования универсальных ценностей. Действительно, сейчас смысл жизни каждый человек интерпретирует для себя по-разному. Кто-то видит смысл в семье, в богатстве, в служении людям, кто-то по-прежнему видит смысл в подготовке к жизни загробной.
Но мало кто задумывается об ещё одной альтернативе: что если смысла жизни нет? Отсутствие смысла жизни до сих пор воспринимается людьми как нечто пессимистичное и даже негативное. Однако, попробуйте расширить понятие смысла жизни на всё человечество. Зачем существует человечество? Какова цель существования человечества и есть ли она? Объективного ответа на этот вопрос мы (по крайней мере пока) не знаем. И не исключено, что мы его не узнаем никогда, либо узнаем его за пределами нынешнего мира, ведь любая попытка озвучить цель существования человечества будет всего лишь созданием самого человечества. Если принять невозможность объективного познания цели существования человечества в наших условиях, то, пожалуй, главная субъективная цель - это познание этого самого мира, в который нас всех на какое-то короткое время занесло. Но возможно ли познать мир? Здесь снова дилемма: между гностицизмом (возможностью конечного познания) и агностицизмом.
Проблема и ограничение человека заключается в его рациональности. Человеку свойственно всему искать причины, объяснения, ставить цели. И ему весьма трудно представить ситуацию, когда этих причин, объяснений и целей не существует в принципе. Зачем существует человечество? Вполне возможно, что ответа на этот вопрос нет. Оно просто существует, без причины и цели. То же самое и с нашими жизнями. Жизнь даётся без причины и без определённой цели. Но человек всё равно себе эту цель придумает и поставит. Самая минимальная цель - прожить эту жизнь и умереть.
Рассуждать об этом сложно, так как у людей пока нет ровным счётом никакой информации о том, что происходит с сознанием человека до его рождения и после его смерти. Есть лишь различные религиозные представления, но без строго научных эмпирических фактов. И не факт, что они появятся, но основываясь на сакральных версиях можно надеяться, что ответ на вопрос о смысле жизни для нас банально закрыт до того момента, пока мы не переступим порог смерти. Бесспорно, было бы очень интересно, если после смерти будет предложена возможность заглянуть, по крайней мере, в любую точку на бесконечной временной прямой. Но даже это не отменяет извечного вопроса, мучающего людей: в чём же смысл человеческого существования?
А может, просто нет смысла ставить этот вопрос?
Best Casino in India with Best Casino Bonus 2021
ОтветитьУдалитьIt is also an excellent option for new players to 손 풀기 게임 get a deposit 강친닷컴 bonus. 인싸 포커 You will be able to keep 부산건마 all your favourite games, 야동 사이트 순위 especially slot games,