Белорусская внешняя политика характеризуется нынешней властью как многовекторная. Формулировка «многовекторная внешняя политика» уже много лет постоянно проговаривается представителями белорусского МИДа, она даже записана в учебниках по обществоведению. Разумеется, несмотря на декларируемую многовекторность и обычным гражданам Беларуси известно и понятно, какой из многих векторов преобладает в белорусской внешней политике с момента получения независимости.
Белорусско-российские отношения на первый взгляд могут показаться не самым интересным кейсом: много экономики, иногда всплывают интриги и трения, которые, как правило, быстро заминаются. Но в «кулуарном» смысле белорусско-российские отношения весьма бурные, так как от них, как бы это ни было приятно или неприятно осознавать, зависит независимость самой Беларуси. В ведущих государственных структурах Беларуси имеется устная установка: «под Россию не прогибаться» - и она время от времени проявляется в различных спорных ситуациях в белорусско-российских отношениях.
Но как можно не прогибаться под государство, которое намного больше, мощнее, и имеет непосредственное влияние не только на белорусскую внешнюю, но и на внутреннюю политику в различных сферах? Ответ можно найти в самой структуре белорусско-российских отношений, которая является «многослойной». В этой структуре есть двусторонний «слой» и «слой» евразийских интеграционных объединений: ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и других. Эти структуры претендуют на роль аналогов европейских интеграционных объединений: ЕС и НАТО.
Но евразийские объединения имеют ключевую особенность: в них абсолютно доминирующую роль занимает Россия, а остальные страны-участницы евразийских объединений: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан - не могут сравниться по мощи с Россией. Более того, как уже упоминалось во многих экспертных оценках, большинство из этих стран не сотрудничают тесно друг с другом. У Беларуси, например, сейчас кризис в отношениях с Арменией из-за того, что Беларусь продаёт оружие Азербайджану и обсуждает с ним внутренние вопросы ОДКБ - блока коллективной обороны, членом которого Азербайджан не является. Отношения с Кыргызстаном уже восемь лет «отравлены» пребыванием в Беларуси бывшего президента Курманбека Бакиева, свержённого революцией 2010 года. Сотрудничество с Казахстаном сводится на нет географическим фактором: Казахстан и Беларусь разделяет российская территория, и единственный свободный коридор идёт через невыгодный с логистической точки зрения путь через Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Чёрное море и Украину. В итоге, несмотря на участие в интеграционных объединениях, Беларусь в них реально взаимодействует только с Россией.
Зачем Беларуси участие в интеграционных объединениях, если она в них взаимодействует только с Россией? Почему нельзя всё заменить двусторонними договорённостями? Если отбросить возможность беспошлинной поставки белорусских товаров в страны ЕАЭС, главный мотив здесь один: возможность через интеграционные объединения хоть как-то влиять на российскую политику. В идеале ЕАЭС - это организация, где все страны-члены равны между собой. В Евразийской экономической комиссии по два члена от каждой из пяти стран-участниц, и Беларусь удачно отправила в качестве одного из своих представителей весьма «сильного» чиновника - бывшего премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского, который был в своё время относительно популярен даже среди рядового белорусского населения, хотя его трудно назвать политиком в полном смысле этого слова. Он был назначен на стратегически важнейший для Беларуси пост в ЕЭК: членом Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу. И это правильная тактика, учитывая личные связи Сидорского.
Очевидно, что Беларусь использует ЕАЭС в качестве площадки для отстаивания своих интересов, а Сидорский по-прежнему занимает весьма важную позицию в этом деле. Но есть одна проблема: ЕАЭС, как и другие евразийские интеграционные объединения, в целом игнорируются на Западе. Запад волнует прежде всего сама Россия, и в западных экспертных сводках редко можно увидеть упоминание ЕАЭС, ещё реже - ОДКБ и СНГ. На Западе эти структуры осознаются банально как юридически оформленная сфера российских интересов, как эдакий современный «Восточный блок». Из-за этого непризнания ЕАЭС остаётся недостаточно сильным инструментом влияния на Россию.
Белорусским дипломатам, работающим на Западе, следовало бы кулуарно разъяснить значимость ЕАЭС для Беларуси и других стран-членов кроме России. Если бы западные страны наладили хотя бы дипломатический и политический контакт именно с органами ЕАЭС, то, вероятно, «голос» нероссийских членов организации стал бы громче, а Беларусь смогла бы эффективнее отстаивать свою позицию. Для этого можно воспользоваться существующими правилами и договориться с Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном о совместном дипломатическом выступлении в качестве «противовеса» России. Но для этого желательно сначала наладить отношения прежде всего с Арменией. С долгосрочной точки зрения, как бы это ни звучало странно, хорошие отношения с Арменией могут оказаться важнее и выгоднее, чем явное союзничество с Азербайджаном и Турцией ради азербайджанских и турецких денег, даже несмотря на то, что Армения объективно беднее и мало чем может помочь Беларуси с точки зрения финансов.
Что касается ОДКБ, то участие в этой структуре в целом противоречиво и сомнительно. Аббревиатура ОДКБ расшифровывается как «Организация Договора о коллективной безопасности», однако название Договора противоречит функции этой организации. Дело в том, что в международных отношениях, праве и стратегических исследованиях существуют два разных понятия: коллективная безопасность и коллективная оборона. Коллективная безопасность - это когда страны договариваются между собой не нападать друг на друга, но при этом не обязываются помогать друг другу в случае нападения на одну из стран. Коллективная оборона - это когда нападение на одну страну считается нападением на всех. ОБСЕ - это организация коллективной безопасности, и участие в ней не противоречит принципу нейтралитета. НАТО и ОДКБ - это организации коллективной обороны, несмотря на то, что в названии последней присутствует понятие коллективная безопасность. Статья 5 Североатлантического договора, на котором основана НАТО, гласит, что атака на любого из членов Альянса в Европе и Северной Америке является атакой на всех членов НАТО, и каждая страна-член обязана участвовать в обороне жертвы атаки. Статья 4 Договора о коллективной безопасности в редакции 2010 года гласит:
В то же время, второй абзац статьи 18 Конституции Республики Беларусь гласит:Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.Членство Беларуси в ОДКБ противоречит Конституции РБ, так как после реформирования ОДКБ членство в этой организации является, по сути, отдалением от провозглашённой в Конституции цели. Но, конечно, это прежде всего задача специалистов по конституционному и международному праву - разбираться, что из себя представляет нейтралитет в условиях немецкой правовой системы, традиционной для белорусского права, и насколько членство Беларуси в ОДКБ ему соответствует. С точки зрения стратегической возможность участия Беларуси в военных конфликтах не по собственной воле противоречит понятию нейтралитета, как политике неучастия в блоках коллективной обороны. Наконец, участие Беларуси в ОДКБ противоречит участию Беларуси в Движении неприсоединения, хотя для белорусской дипломатии последняя организация, судя по всему, играет банальную роль ещё одной площадки для продвижения своих товаров на рынках стран-участниц этой организации, большинство из которых - страны т. н. «третьего мира», включая страны т. н. «дальней дуги» - понятия-шедевра белорусской геоэкономики, обозначающего развивающиеся страны, готовые покупать товары, производимые белорусскими государственными промышленными гигантами.
Разумеется, любые решения по ЕАЭС и ОДКБ зависят от руководств Беларуси и России. Но в крайнем случае организации всегда можно игнорировать. Как показала знаменитая практика «пустых стульев», которую Франция в 1960-х годах применяла в ЕЭС для продвижения своих интересов, тактика игнорирования может оказаться довольно эффективной, особенно в случаях, где требуются единогласные решения.
Play at Harrah's Casino & Hotel - MapYRO
ОтветитьУдалитьFind Harrah's Casino 영천 출장샵 & Hotel 목포 출장샵 location, get 오산 출장샵 directions, reviews and information for Harrah's Casino & 구미 출장샵 Hotel 통영 출장안마 in Las Vegas, NV.