К основному контенту

Чем Беларусь похожа на государства бывшего "восточного блока"

Для белорусских властных кругов не секрет, а на как минимум подсознательном уровне и для большинства граждан Беларуси, что наибольшая угроза суверенитету и независимости Беларуси (это не идентичные понятия) исходит от Российской Федерации. Кто-то этого опасается, осознавая социально-культурную пропасть, образовавшуюся между Беларусью и Россией за 27 лет с момента распада СССР, кто-то эту угрозу приветствует, не видя для себя смысла в существовании Республики Беларусь, а кому-то без разницы, при какой власти жить и к какой нации себя относить. Но факт остаётся фактом: языковая, религиозная близость и отпечаток около 200 лет сосуществования в одном государстве представляет собой прекрасную почву для воздействия на население Беларуси. Россия пытается неприкрыто культурно доминировать в Беларуси, в том числе, например, путём популяризации и усиления привлекательности подконтрольных федеральному центру СМИ. В ответ Беларусь принимает симметричные меры, хотя на публике противостояние России не афишируется. Ещё в сентябре 2014 года Беларусь ввела на границе с Россией пограничную зону, даже несмотря на отсутствие какого-либо контроля на трассах со своей стороны. В Беларуси активно проводятся учения территориальной обороны, а новая военная доктрина во главу угла ставит недопущение "гибридной" войны против Беларуси. Тем временем, Россия переводит свои военные силы поближе к белорусской границе. Всё это обычно объясняется не совсем внятными заявлениями. Только фронт постоянных белорусско-российских торговых и газовых войн виден всем и о ситуации на нём белорусские государственные СМИ достаточно подробно рассказывают. Вероятно, и внутри соответствующих государственных органов ведётся масштабная, не видная публике аналитическая работа по поискам путей сохранения суверенитета и независимости Беларуси. Действует классическая реалистская логика: главным интересом государства и его элит является выживание государства, особенно если оно устоявшееся - а Беларусь уже сложно назвать неустоявшимся государством за более четверти века существования.
В связи с этим, у Беларуси много общего с государствами т. н. восточного блока, существовавшего с конца 1940-х до 1989 года: Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Чехословацкой Социалистической Республикой, Венгерской Народной Республикой, Социалистической Республикой Румыния и Народной Республикой Болгария - все эти государства номинально были военно-политическими союзниками СССР, состояли с ним в одном военно-политическом блоке - Организации Варшавского договора, в одном торгово-экономическом блоке - Совете экономической взаимопомощи. И при этом эти страны в социальном и культурном плане во многом отличались от СССР - прежде всего они были гораздо менее консервативными, и, несмотря на ограничения социализма, в них ощущалось веяние капитализма, веяние Запада. Иногда западные веяния настолько преобладали, что приходилось эти страны "утихомиривать", либо силой советских войск (Венгрия 1956, Чехословакия 1968), либо своих собственных (Польша 1981).
"Железный занавес" с тех пор сместился восточнее, но Беларусь осталась по восточную его сторону. Тем не менее, нынешняя Беларусь напоминает бывшие страны восточного блока своей внешней политикой. Беларусь тоже состоит с Россией в одном военно-политическом блоке - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и в одном торгово-экономическом блоке - Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В то же время, Беларусь достаточно активно контактирует со странами-членами ЕС, особенно с ближайшими, у весьма большого количества граждан Беларуси в паспортах стоят многократные шенгенские визы, достающиеся им относительно легко и позволяющие им контактировать с Западом чаще, чем этого себе могут позволить большинство россиян. Даже вывески международных компаний в Беларуси, в отличие от России, не переводятся на кириллицу: самым заметным примером является всем известный "Макдональдс", который в России "Макдоналдс", а в Беларуси - "McDonald's", помимо прочих примеров. Хотя в России международных компаний представлено гораздо больше в виду большого размера самой страны и её рынка, Беларусь всё же ощущается более близкой к Европе страной. Это чувствуется в том числе и по влиянию католической церкви, которая имеет в Беларуси, по сути, равный статус с православной: как православное, так и католическое Рождество являются в Беларуси общегосударственными праздниками и выходными днями, а на главной площади Минска стоит именно католический костёл, в то время как православной церкви на ней нет. То же самое можно наблюдать, например, в Гродно и Бресте. А когда-то даже в восточном, преимущественно православном Гомеле прямо на главной площади стоял большой костёл, причём построенный при российской власти, в то время как главный православный собор находился чуть поодаль.
Несмотря на военное сотрудничество, в Беларуси нет российских военных баз - есть только радар системы раннего предупреждения о ракетном ударе под Ганцевичами и станция дальней связи под Вилейкой. В 2015 году, когда российское руководство обмолвилось о создании в Беларуси авиабазы, Лукашенко все подобные заявления опроверг. Тем не менее, в Беларуси раз в четыре года проводятся совместные российско-белорусские учения "Запад", и учения 2017 года заинтриговали даже западное аналитическое сообщество. В итоге российские войска всё же не остались в Беларуси и уехали домой. Действительно: зачем оккупировать территорию, где далеко не все были бы довольны такой оккупацией, если можно её просто держать "на мушке", расстанавливая большие силы у её границ?
Беларусь имеет для России большое стратегическое значение. Это "магистральный" коридор между Россией и Европой, важный и для транзита, и как возможный буфер. С военно-стратегической точки зрения контроль над территорией Беларуси чрезвычайно важен для России, так как в случае масштабной войны Россия первым делом попытается "пробить" коридор между номинально союзнической Беларусью и также стратегически крайне ценной Калининградской областью. В случае чего, территория Беларуси удобна и для нанесения внезапного удара по территории Украины. Всё это теория, но к ней нельзя относиться со скепсисом. Главные войны наших дней ведутся вовсе не путём прямого применения военных средств, а путём воздействия на сознание.
Беларусь пытается противиться использованию своей территории в качестве какого-либо плацдарма: Беларусь и так настрадалась после многочисленных войн, проносившихся по её территории с запада на восток, с востока на запад, с севера на юг и с юга на север (здесь можно выделить, например, Северную войну 1700-21 годов). Белорусская власть не желает и разделять властные полномочия на своей территории с какой-либо внешней силой. Потому Беларусь и стоит "на шпагате" во внешней политике, балансируя между Россией и остальным миром, при этом стараясь не быть вовлечённой в авантюры ни тех, ни других. В целом грамотная внешнеполитическая линия, хоть и несвоевременно начатая. Она напоминает внешнюю политику Румынии времён Чаушеску: тот тоже когда-то не поддержал вторжение СССР в Чехословакию, и даже выступил с осуждающей речью, за что потом Румынии западные страны начали давать большие кредиты. Чем закончилось правление Чаушеску, мы знаем, но это уже совсем другая история.
Беларусь ныне достаточно похожа на Чехословакию середины 1960-х годов, когда та приближалась к тому самому роковому 1968 году. Правда, наученная историческим опытом, белорусская власть старается не допускать чрезмерного разгула "весенних" настроений. Хорошим вопросом для дискуссии остаётся то, а нужны ли такие ограничения. ЧССР в своё время тоже была стратегически крайне важной страной: её территория представляла собой прямой коридор, ведущий от СССР к потенциально враждебной Федеративной Республике Германии (ФРГ) - стране-члену НАТО с огромным американско-британским контингентом на своей территории. Граница же между ЧССР и ФРГ хоть и охранялась массивными силами с обеих сторон - абсолютное большинство 200 000-й армии ЧССР базировалось именно вблизи чехословацко-западногерманской границы - сама по себе была менее укреплённой, чем знаменитая граница между ГДР и ФРГ ("германо-германская"), следовательно, и вторжение через неё в случае войны было бы сравнительно проще, чем вторжение через ГДР. СССР не мог допустить потери контроля над такой важной территорией.
Беларусь имеет такое же значение для России сейчас. Как уже говорилось, Беларусь - это плацдарм для снятия блокады Калининградской области, а также для нанесения прямого удара по потенциально враждебным Польше и Литве. Беларусь вклинивается своей территорией вглубь территории потенциальных врагов России - и Россия не может себе позволить лишиться контроля над такой территорией, пускай и косвенно.
Разгул западных веяний в ЧССР в 1968 году закончился вторжением СССР и союзников по восточному блоку (кроме Румынии), причём советские войска готовились именно к войне: на технику были нанесены белые "полосы вторжения", которые позволили бы отличить советскую военную технику от идентичной чехословацкой, если бы ЧССР дала вооружённый отпор. Советские войска зашли в Чехословакию в 1968 году, а окончательно ушли лишь в 1991. С 1945 до 1968 года советских войск в Чехословакии не было.
В Беларуси российских войск тоже пока нет. Но не исключено, что в случае чрезмерного западного "разгула" - если он доберётся и до власти - Россия без предупреждения введёт свои войска. Если, конечно, белорусские власти не пойдут по польскому сценарию и, например, не объявят в Беларуси чрезвычайное или даже военное положение, как было в Польше в 1981 году на пике активности независимого профсоюза "Солидарность". В Польше до сих пор ведутся дебаты о том, было ли решение Войцеха Ярузельского преступлением, или, как заявлял сам Ярузельский в последние годы жизни, он этим решением спас Польшу от советского вторжения по чехословацкому сценарию. В Польше тогда тоже размещались советские войска, но их было гораздо меньше, чем в ГДР, ЧССР и Венгрии.
В реальности же руководство Беларуси будет и дальше проводить политику внешнеполитического балансирования в попытках не приближаться к России на слишком близкое расстояние. Вопрос только в том, что будет после смены власти - а она рано или поздно произойдёт, ведь человеческая жизнь не вечна. Не исключено, что если власть в Беларуси сменится раньше, чем в России, то Беларусь ждёт оккупация или даже аннексия - вероятнее первое, чем второе. Если, конечно, новая власть не начнёт проводить ещё более хитрую внешнюю (и внутреннюю) политику, чем нынешняя.
В любом случае, всё это дело будущего. Ещё пару десятилетий мы будем наблюдать то же самое, что наблюдаем сейчас. А за это время поменяемся мы, поменяется общество. Поэтому, прогнозов здесь не будет.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоратив...

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ...

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника явля...