Учения "Запад-2013", второй этап, проходивший в Калининградской области (источник: Delfi) |
В свете последних событий в Беларуси многие люди забывают, что существуют внешние факторы, заметно влияющие на обстановку внутри страны. Не будем лукавить, но стоит признать, что нынешняя нестабильность в Беларуси в немалой степени зависит от отношений с главным экономическим, политическим и военным партнёром Республики Беларусь - Российской Федерацией. Фактор влияния России на Беларусь мы должны признавать, даже если мы жаждем уличить во всех проблемах исключительно белорусское государство.
Плоскость экономическая
Бесспорно, белорусское государство "провинилось" тем, что, по сути, в течение 22 лет с момента референдума 14 мая 1995 года, на котором был вынесен вопрос о необходимости интеграции с Российской Федерацией, превратило Беларусь в страну, экономически зависимую от России. Судите сами: согласно статистике за 2015 год, на Россию приходится 54% всего белорусского импорта и 39% экспорта. Для сравнения, другой партнёр России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Казахстан, в том же 2015 году импортировал из России 33% всех товаров, а экспортировал в Россию только 11%; у Армении эти цифры составляют 28% и 14%, соответственно; у Кыргызстана 27% и 7%. На долю второго крупнейшего партнёра Беларуси по импорту, Китая, несмотря на заявления о "стратегическом партнёрстве", приходится только 7,1%; на долю второго крупнейшего партнёра по экспорту, Великобритании - 11%.
Казалось бы, можно возразить: 11% экспорта, да ещё и в Великобританию - это немало. Вообще, если взглянуть на страны, куда Беларусь экспортирует товары, складывается ощущение, что у нас всё-таки весьма диверсифицированный экспорт:
Направления экспорта Беларуси в 2015 году: государства-покупатели (Источник: OEC на основе официальных национальных статистических данных) |
Но эта иллюзия довольно быстро рушится, если взглянуть что Беларусь экспортирует в такие развитые страны, как Великобритания, Нидерланды и Германия. Экспорт в Великобританию на 96% состоит из переработанной нефти:
Структура экспорта Беларуси в Великобританию в 2015 году (Источник: OEC на основе официальных национальных статистических данных) |
Экспорт в Нидерланды состоит из переработанной нефти на 76%:
Структура экспорта Беларуси в Нидерланды в 2015 году (Источник: OEC на основе официальных национальных статистических данных) |
В Германию, по договорённости с Россией, Беларусь экспортирует всю сырую нефть, которая добывается на территории последней, то есть вопреки мнению большинства людей, наша нефть не остаётся в Беларуси, а полностью вывозится, и только в Германию, причём на неё приходится 52% белорусского экспорта в эту страну:
Структура экспорта Беларуси в Германию (Источник: OEC на основе официальных национальных статистических данных) |
Переработанная нефть является ведущей статьёй экспорта и во все соседние страны, кроме России и Польши. Белорусский экспорт в Украину на 67% состоит из переработанной нефти, в Литву - на 35%, в Латвию - на 36%.
В целом, переработанная нефть является самой большой статьёй белорусского экспорта за 2015 год: она занимала 26% всего экспорта - в 2,5 больше, чем калийные удобрения, занявшие 10%, а также больше чем весь белорусский экспорт машин и сельскохозяйственных продуктов:
Согласно статистике, в 2015 году Беларусь экспортировала переработанной нефти приблизительно на 6,76 млрд долларов США: при цене $34 за баррель нефти WTI это почти 200 млн баррелей нефти, или приблизительно 27 млн тонн. В то же время, Беларусь в 2015 году добыла всего 1,645 млн тонн нефти (которая, как мы уже знаем, полностью экспортируется в Германию).
Откуда тогда у Беларуси столько нефти, что она является ведущей статьёй экспорта? Ответ прост и очевиден: вся сырая нефть, импортируемая Беларусью - российская, причём импорт сырой нефти из России занимает 20% всего импорта в Беларусь. Если сопоставить стоимость импорта Беларусью российской сырой нефти и стоимость экспорта переработанной на белорусских НПЗ нефти, то получается профит в 1,18 млрд долларов США, что с учётом прибыли от экспорта некоторых других продуктов, производимых автономно - например, калийных удобрений - составляет немалый резерв для государственного бюджета, особенно если учесть, что добыча, переработка и экспорт нефти в Беларуси выполняется исключительно государственными предприятиями.
Логично, что с такими нефтяными операциями Беларусь зависима от поставок российской нефти. Экспортом нефти в Беларусь для дальнейшей переработки Россия фактически спонсирует белорусское государство. Но стоило разразиться спорам о цене на другой важный горючий продукт - природный газ - как Россия стала ощутимо сокращать поставки нефти. В 2016 году планировалось, что Россия поставит в Беларусь 24 млн тонн нефти, а в итоге вышло всего 18 млн тонн.
Почему Беларусь импортирует нефть практически абсолютно (если учитывать мизерные 39,3 тыс. т нефти из Казахстана) из России? Дело в её цене для Беларуси, которая ощутимо ниже рыночной: всего $28,7 за баррель, в то время как на мировом рынке стоимость барреля нефти WTI за 2016 год выросла с $32,53 до $53,72. Для белорусского правительства рационально покупать нефть так дёшево, ведь переработанная нефть и нефтепродукты потом продаются западным странам по рыночной цене.
Почему Беларусь не пыталась диверсифицировать импорт нефти? Причина очевидна: другие страны не предлагают Беларуси настолько низкую цену на нефть, и при закупке нефти у других стран государственный бюджет и торговый баланс ощутимо проседают, что в итоге приводит к "букету" эффектов вроде сокращения зарплат и социальных выплат - и, соответственно, росту общественного недовольства. До 2016 года в последний раз Беларусь диверсифицировала поставки сырой нефти в 2012 году: тогда 3,3% от общего объёма импортируемой нефти были завезены из тогда ещё чавесовской Венесуэлы, остальные 97% - из России. Тогдашний период "умеренного" разнообразия поставок нефти длился с 2010 по 2012 год: в 2010 и 2011 году на фоне последнего серьёзного ухудшения белорусско-российских отношений из Венесуэлы импортировалось нефти приблизительно на 1,04 млрд долларов США; в 2011 нефть ввозилась также из Азербайджана.
В этот раз Беларусь решила прибегнуть к "помощи" Азербайджана и Ирана. Пока что объём поставок нефти в обоих случаях составил по 80 тыс. тонн - капля в море по сравнению с поставками из России. Россия по-прежнему увязывает восстановление полного объёма поставок нефти с оплатой Беларусью долга за природный газ по ранее установленной цене 132 доллара за 1000 кубометров, вместо запрашиваемой Беларусью цены в 73 доллара за 1000 кубометров.
Бюджет Беларуси на 2017 год был по итогам проблем 2016 года составлен с запланированным профицитом, причём профицит по плану должен быть направлен на погашение внешнего долга. Профицит означает урезание расходов на многие сферы хозяйствования, а также урезание социальных выплат и зарплат т. н. "бюджетников" - сотрудников государственных структур, организаций и предприятий, коих в Беларуси великое множество.
Если задуматься над вышеописанным, то сокращение поставок российской нефти и массовые протесты в Беларуси уже не кажутся совпадением. И в 2011, и в 2017 году люди протестовали и протестуют по схожим причинам, между которыми даже при применений кроме твёрдой статистики довольно субъективной методологии политических исследований можно найти чёткую связь.
В целом, переработанная нефть является самой большой статьёй белорусского экспорта за 2015 год: она занимала 26% всего экспорта - в 2,5 больше, чем калийные удобрения, занявшие 10%, а также больше чем весь белорусский экспорт машин и сельскохозяйственных продуктов:
Общая структура экспорта Беларуси в 2015 году (Источник: OEC на основе официальных национальных статистических данных) |
Согласно статистике, в 2015 году Беларусь экспортировала переработанной нефти приблизительно на 6,76 млрд долларов США: при цене $34 за баррель нефти WTI это почти 200 млн баррелей нефти, или приблизительно 27 млн тонн. В то же время, Беларусь в 2015 году добыла всего 1,645 млн тонн нефти (которая, как мы уже знаем, полностью экспортируется в Германию).
Откуда тогда у Беларуси столько нефти, что она является ведущей статьёй экспорта? Ответ прост и очевиден: вся сырая нефть, импортируемая Беларусью - российская, причём импорт сырой нефти из России занимает 20% всего импорта в Беларусь. Если сопоставить стоимость импорта Беларусью российской сырой нефти и стоимость экспорта переработанной на белорусских НПЗ нефти, то получается профит в 1,18 млрд долларов США, что с учётом прибыли от экспорта некоторых других продуктов, производимых автономно - например, калийных удобрений - составляет немалый резерв для государственного бюджета, особенно если учесть, что добыча, переработка и экспорт нефти в Беларуси выполняется исключительно государственными предприятиями.
Логично, что с такими нефтяными операциями Беларусь зависима от поставок российской нефти. Экспортом нефти в Беларусь для дальнейшей переработки Россия фактически спонсирует белорусское государство. Но стоило разразиться спорам о цене на другой важный горючий продукт - природный газ - как Россия стала ощутимо сокращать поставки нефти. В 2016 году планировалось, что Россия поставит в Беларусь 24 млн тонн нефти, а в итоге вышло всего 18 млн тонн.
Почему Беларусь импортирует нефть практически абсолютно (если учитывать мизерные 39,3 тыс. т нефти из Казахстана) из России? Дело в её цене для Беларуси, которая ощутимо ниже рыночной: всего $28,7 за баррель, в то время как на мировом рынке стоимость барреля нефти WTI за 2016 год выросла с $32,53 до $53,72. Для белорусского правительства рационально покупать нефть так дёшево, ведь переработанная нефть и нефтепродукты потом продаются западным странам по рыночной цене.
Почему Беларусь не пыталась диверсифицировать импорт нефти? Причина очевидна: другие страны не предлагают Беларуси настолько низкую цену на нефть, и при закупке нефти у других стран государственный бюджет и торговый баланс ощутимо проседают, что в итоге приводит к "букету" эффектов вроде сокращения зарплат и социальных выплат - и, соответственно, росту общественного недовольства. До 2016 года в последний раз Беларусь диверсифицировала поставки сырой нефти в 2012 году: тогда 3,3% от общего объёма импортируемой нефти были завезены из тогда ещё чавесовской Венесуэлы, остальные 97% - из России. Тогдашний период "умеренного" разнообразия поставок нефти длился с 2010 по 2012 год: в 2010 и 2011 году на фоне последнего серьёзного ухудшения белорусско-российских отношений из Венесуэлы импортировалось нефти приблизительно на 1,04 млрд долларов США; в 2011 нефть ввозилась также из Азербайджана.
В этот раз Беларусь решила прибегнуть к "помощи" Азербайджана и Ирана. Пока что объём поставок нефти в обоих случаях составил по 80 тыс. тонн - капля в море по сравнению с поставками из России. Россия по-прежнему увязывает восстановление полного объёма поставок нефти с оплатой Беларусью долга за природный газ по ранее установленной цене 132 доллара за 1000 кубометров, вместо запрашиваемой Беларусью цены в 73 доллара за 1000 кубометров.
Бюджет Беларуси на 2017 год был по итогам проблем 2016 года составлен с запланированным профицитом, причём профицит по плану должен быть направлен на погашение внешнего долга. Профицит означает урезание расходов на многие сферы хозяйствования, а также урезание социальных выплат и зарплат т. н. "бюджетников" - сотрудников государственных структур, организаций и предприятий, коих в Беларуси великое множество.
Если задуматься над вышеописанным, то сокращение поставок российской нефти и массовые протесты в Беларуси уже не кажутся совпадением. И в 2011, и в 2017 году люди протестовали и протестуют по схожим причинам, между которыми даже при применений кроме твёрдой статистики довольно субъективной методологии политических исследований можно найти чёткую связь.
Плоскость политическая
На фоне нефтегазового конфликта отметилось ещё несколько нестандартных политически мотивированных faux pas с обеих сторон. Россия отметилась ограничениями импорта продуктов белорусского сельского хозяйства - одной из важнейших сфер белорусского экспорта в Россию, а также периодическими информационными вбросами, представляющими политические тренды в Беларуси в не самом лучшем свете. Ответом стало задержание колумнистов некоторых российских изданий - граждан Беларуси.
Но самым острым эпизодом стала выдача российско-израильского блогера Александра Лапшина Азербайджану, где ему грозило до 8 лет тюрьмы за незаконное посещение Азербайджана после посещения непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Данный факт Россия расценила, как дипломатическую "пощёчину" - ей этот ход, на самом деле, и являлся. Азербайджан поставил Беларуси нефть, а тут как раз подвернулся удобнейший случай "инвестировать" в белорусско-азербайджанскую дружбу, отблагодарить за уже поставленную нефть и сделать задел под возможные будущие поставки. К тому же Азербайджан - это серьёзный конкурент России по поставкам нефти в страны Европы, который также потенциально способен предоставить транскаспийский коридор для туркменского газа в обход российской территории.
Энергетическая логистика в Закавказье. Азербайджан и Грузия - чрезвычайно важные акторы в вопросе европейской энергетической безопасности |
Ещё один негласный метод политико-экономического давления со стороны России - это манипуляции с контролем на белорусско-российской границе. Сначала в 2016 году через общую границу российская сторона перестала пропускать граждан третьих стран, въезжающих в Россию на частном транспорте либо на автобусе, в т. ч. и граждан стран-членов ЕАЭС - я сам лично был свидетелем того, как на границе с Россией, на трассе между Кричевом и Рославлем из автобуса, в котором я ехал, ещё в августе высаживали парня - гражданина Казахстана. Если учесть, что Беларусь - это прямой транспортный коридор между ЕС и Россией, то потери от перенаправления потока следующих транзитом иностранцев через Прибалтику определённо не приносят Беларуси дивидендов.
В феврале 2017 года Россия ещё и ввела пограничную зону на границе с Беларусью, что было расценено в Минске как недружелюбный дипломатический жест на фоне усложнившихся отношений. В то же время, и президент, и МИД продолжают повторять "мантру" о том, что Россия - это всё же братский народ, и все проблемы в отношениях мимолётны.
Однако, в белорусско-российских отношениях имеется одна закоренелая тема, имеющая для России принципиально важную роль: организация в Беларуси российских военных баз, прежде всего авиационных. Российское руководство неоднократно высказывалось о скором создании российской военной базы то в Бобруйске, то в Лиде. Перед президентскими выборами 2015 года, однако, Лукашенко утверждал, что никакой речи о размещении российской авиабазы в Беларуси не велось.
Плоскость военно-стратегическая
Стоит отметить, что у России на территории Беларуси нету постоянного военного присутствия, однако имеется два военных объекта, которые Россия арендует у Беларуси: это радар раннего предупреждения в районе Ганцевичей и пункт дальней морской связи в Вилейке. Раз в четыре года на территории Беларуси также проводятся масштабные совместные военные учения России и Беларуси под названием "Запад". Цель этих учений нередко не скрывается от партнёров из НАТО: отработка быстрого прорыва блокады Калининградской области и дальнейшая превентивная атака на Варшаву и Вильнюс. На время учений в Беларусь перебрасываются сотни эшелонов военной техники и солдат российской армии.
Со стороны некоторых военных функционеров НАТО высказываются догадки о возможном использовании учений "Запад-2017", которые пройдут в Беларуси, в качестве прикрытия установления на территории Беларуси постоянного российского контингента. Такой сценарий рассматривался, например, по результатам академической симуляции - военной игры, организованной Фондом им. Казимира Пулаского в Варшаве в январе 2017 года. Среди участников этой симуляции были весьма высокопоставленные военные НАТО: бывший верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав и действующий главнокомандующий Союзными силами быстрого реагирования Тим Рэдфорд. Один из аналитиков при анализе результатов военной игры заметил, что Россия собирается отправить в Беларусь на учения около 4000 железнодорожных вагонов против 200 вагонов в случае предыдущих учений серии "Запад" в Беларуси - "Запада-2013". Некоторые российские журналисты, однако, это опровергают, заявляя, что в учениях "Запад-2013" было задействовано 2500 вагонов, а не 200, а в "Западе-2009" и вовсе 6000. Якобы до 2015 года вагоны просто не указывались на сайте госзакупок.
Белорусское руководство, на самом деле, даёт повод России переживать. В декабре 2016 года Лукашенко не поехал на саммиты ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге, и СМИ стали спекулировать о том, что Беларусь готовится к выходу из обоих объединений. Но, вроде бы всё в порядке: уже в апреле в Витебской области пройдут совместные белорусско-российские учения, тоже довольно масштабные - да и президент заверил, что сотрудничество в сфере обороны не подлежит сомнению.
Со стороны некоторых военных функционеров НАТО высказываются догадки о возможном использовании учений "Запад-2017", которые пройдут в Беларуси, в качестве прикрытия установления на территории Беларуси постоянного российского контингента. Такой сценарий рассматривался, например, по результатам академической симуляции - военной игры, организованной Фондом им. Казимира Пулаского в Варшаве в январе 2017 года. Среди участников этой симуляции были весьма высокопоставленные военные НАТО: бывший верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав и действующий главнокомандующий Союзными силами быстрого реагирования Тим Рэдфорд. Один из аналитиков при анализе результатов военной игры заметил, что Россия собирается отправить в Беларусь на учения около 4000 железнодорожных вагонов против 200 вагонов в случае предыдущих учений серии "Запад" в Беларуси - "Запада-2013". Некоторые российские журналисты, однако, это опровергают, заявляя, что в учениях "Запад-2013" было задействовано 2500 вагонов, а не 200, а в "Западе-2009" и вовсе 6000. Якобы до 2015 года вагоны просто не указывались на сайте госзакупок.
Белорусское руководство, на самом деле, даёт повод России переживать. В декабре 2016 года Лукашенко не поехал на саммиты ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге, и СМИ стали спекулировать о том, что Беларусь готовится к выходу из обоих объединений. Но, вроде бы всё в порядке: уже в апреле в Витебской области пройдут совместные белорусско-российские учения, тоже довольно масштабные - да и президент заверил, что сотрудничество в сфере обороны не подлежит сомнению.
Возможная реакция России
Как стало известно 30 марта 2017 года, Беларусь всё ещё не готова оплатить поставки российского газа - значит кризис ещё далёк от разрешения. Тем не менее, Лукашенко и Путин всё же встретятся 3 апреля. Эта встреча может стать ключевым моментом, после которого окажется ясно, что предпримет Россия. Но, скорее всего, Россия не сделает уступки Беларуси, пока та не откажется от курса сближения с Западом. Как бы ни хотелось от этого откреститься, но дестабилизация обстановки в Беларуси играет на руку российскому руководству практически в любом случае.
Если протестные настроения в Беларуси будут нарастать в ближайшие месяцы, власть рано или поздно будет вынуждена применить силу по-настоящему, что автоматически перекроет Беларуси надежды на получение западных кредитов. Беларусь снова вернётся в своё "классическое" состояние финансово-нефтяной зависимости от России, и ситуация плавно вернётся к 2014-15 годам, до следующего кризиса.
Если Беларусь всеми правдами и неправдами будет продолжать стремление к финансовым ресурсам с Запада и к диверсификации экспорта и импорта, то рано или поздно в ожидании над властью может нависнуть домоклов меч дефолта. В результате опять же начнутся ещё более массовые и уже более агрессивные протесты, с которыми власть может не совладать. Однако, в случае смещения Лукашенко, его место может занять (и скорее всего займёт) более лояльный России человек. Если этого не произойдёт - скорее всего Беларусь ожидает "миротворческая" интервенция со стороны России.
Это вовсе не наивная мысль. Беларусь имеет для России огромное военно-стратегическое значение из-за её близости к Калиниграду и Варшаве, а также из-за протяжённой границы с Украиной. Существующие российские военные объекты в Ганцевичах и Вилейке тоже чрезвычайно важны для обеспечения военно-стратегических целей уже в глобальном масштабе. Плюс к этому прямой транспортный коридор в ЕС, по которому может пройти что угодно с обеих сторон, но преимущество при этом имеет тот, кто контролирует данную территорию. А перспектива внедрения Беларуси в западные структуры Россию явно не порадует.
Ещё один вариант развития событий - уже упомянутое размещение российского контингента в Беларуси под прикрытием учений. Этот вариант следует иметь в виду, так как для России он тоже беспроигрышный: российское руководство может "кулуарно" выторговать размещение российских войск в Беларуси в обмен на "прощение" долгов. Лукашенко только останется убедить белорусов, что Беларусь всё ещё суверенна и независима, хотя ему, скорее всего, большинство людей уже не поверит. Но зато Лукашенко обретёт страховку против любых попыток его сместить в виде российских солдат, готовых немедленно выдвинуться в Минск. Российские войска на территории Беларуси могут похоронить любые надежды оппозиционно настроенной части населения на реальную смену власти.
У Лукашенко есть только один выход из ситуации: начинать экономические реформы в стране сразу же после получения денег от МВФ и ЕС. Судя по всему, именно это является его целью. Но время уходит, так же как терпение людей и Кремля.
Комментарии
Отправить комментарий