Когда я рассказываю кому-то о проблемах в Беларуси, как мне кажется, люди не замечают либо не уделяют должного внимания тому, что я делаю акцент на существующей белорусской системе образования. Конкретнее говоря, я считаю, что методика обучения, использующаяся в белорусских учреждениях образования (среднего, высшего), в итоге является причиной, по которой страна находится в перманентном кризисе, из которого не может выйти.
У нас в стране, где уровень жизни и благосостояние населения находятся на относительно низком уровне, население обычно не имеет желания задуматься о долгосрочной перспективе. Так уж сложилось, что у нас был взращён такой менталитет, что нужно "всё и сразу", но люди никогда не готовы пожертвовать чем-то сейчас ради светлого будущего. Этот менталитет, как мне кажется, был в людях воспитан за последние 20 лет, с 1996 года, когда начался период, как я его предпочитаю называть, второй республики, или период диктатуры.
Это проявление современного преобладающего белорусского менталитета уже давно имеет отражение в системе образования. Прошло приблизительно 25-26 лет с того момента, когда родились люди, пошедшие в школу в переломном для нашей страны 1996 году. Это четверть века, за которую было выращено новое поколение людей, в сознательной жизни не испытавшее на себе влияние другой власти, кроме нынешней.
Как можно охарактеризовать большинство людей в этом поколении, к которому отношусь и я? В первую очередь, многие из них де факто аполитичны. Многие молодые люди (за исключением молодёжных гражданских активистов) не имеют ни малейшего представления о реальной политической ситуации в стране, или о том, как политические процессы влияют на экономику. Если у людей спросить, как живётся и кого они поддерживают в белорусской политике, они ответят, что живётся так себе, но поддерживают они Лукашенко.
В детстве я считал, что ни один здравомыслящий человек не поддастся воздействию государственной пропаганды. Несмотря на то, что я ещё слишком молодой, я прекрасно помню ажиотаж вокруг выборов в 2006 году, когда я был пятиклассником, а тем более в 2010 году, когда я уже учился в десятом классе в многопрофильном лицее, помню тяжёлый 2011 год, очереди у обменников и протесты. Я видел, что люди выходили в Минске на улицы, и слышал, что люди не поддерживают Лукашенко, не голосуют за него. Но когда произошли известные события в Украине, я был поражён, насколько большинство людей не способно фильтровать в мозгу поступающую информацию.
Когда я поступил в университет в демократической стране, где молодые люди по сложившейся традиции без капли застенчивости обсуждают политику, я понял, насколько заржавела белорусская система образования. Разница между белорусской школой и западным вузом была разительна, такой же разительной остаётся разница между белорусскими и западными вузами, и даже между средним белорусским и европейским студентом.
В школе я ощущал, что нас готовят стать не полноправными членами общества с собственным мнением о происходящем в стране, собственными мыслями о том, как страна должна двигаться вперёд. Нас готовили стать "винтиками" системы по принципу "каждому своё место и ни шагу в сторону". Нас (да и вас тоже) не учили в школе философскому, критическому размышлению, нас не учили в школе выражать мнение, общаться с людьми, работать коллективно. Нас учили преимущественно естественным наукам - самой политически безобидной сфере знаний. В учебниках по истории, особенно в главах по новейшей истории, написан полный бред, про бело-красно-белый флаг как "запятнавший себя символ коллаборационистов".
Когда я учился в лицее, там был гораздо более диссидентский дух, чем в школе. Учителя нередко пытались объяснить нам, что к чему, хотя слушали и внимали немногие: большинству это было просто до лампочки, было без разницы, как развивается страна. Главная задача - отучиться, получить диплом-корку, найти работу, завести семью, и жить как нормальный человек. Это прекрасные цели, но наша страна не находится на той стадии развития, когда можно особо не заморачиваться и плыть по течению. Тем не менее, время в лицее было, пожалуй, одним из лучших времён, проведённых мной в Беларуси. Период, когда мы в учительских коморках, готовясь к олимпиадам, читали тогда дефицитную "Нашу Ніву", говорили о выборах - это было золотое время! Мы чувствовали себя так, будто на дворе вовсе не 2010 год, а свободный 1993-й. Это был как глоток воздуха после плавания в пучине серости.
Но сейчас лицей изменился, учащаяся там молодёжь вообще не заинтересована в каких-либо конструктивных изменениях. Неосознанно плыть по течению удобнее. Самая большая беда заключается в том, что многие молодые люди плывут по течению неосознанно, потому что в школе и дома им не объясняли, что можно плыть против него.
Что касается белорусского вуза, то это, бесспорно, место с большим диссидентским потенциалом, но этот потенциал искусственно задавлен системой образования. Белорусы, учащиеся за границей, попав в белорусский вуз и побывавшие хотя бы на одной его лекции, пообщавшись со студентами, могут легко заметить, что в вузах к студентам относятся как к школьникам. Их мнение никого не интересует, они должны учить, что им дают, и сдавать экзамены - такова позиция государства. И опять же, всё упирается в школу: в школе не объясняют, что нужно иметь свою позицию по любым вопросам. Всё просто потому, что этого не объясняли и работающим в школе учителям, когда они сами были школьниками и студентами. Только если они застали в своём студенчестве годы перестройки и демократических преобразований, они могут что-то поведать школьникам. Это удивительно, но возможность иного способа мышления находится за пределами понимания и сознания многих молодых людей.
Это очень плохо. На выходе из учреждений образования, прежде всего по гуманитарным специальностям, мы получаем неподготовленных специалистов, неспособных проявлять гражданскую и профессиональную инициативу - их просто никто этому не учил. Их никто не учил работать творчески и работать в команде. Зато они прекрасно надрессированы получать чужие распоряжения сверху и выполнять их.
Это очень плохо. На выходе из учреждений образования, прежде всего по гуманитарным специальностям, мы получаем неподготовленных специалистов, неспособных проявлять гражданскую и профессиональную инициативу - их просто никто этому не учил. Их никто не учил работать творчески и работать в команде. Зато они прекрасно надрессированы получать чужие распоряжения сверху и выполнять их.
Это удивительно, но власть держит молодых людей в дураках, а многие молодые люди даже не могут этого распознать. Они не могут распознать, когда они ведомы и их ограничивают - они считают, что так надо!
Это не наивное преувеличение: у нас уже 20 лет продолжается "лайтовая" версия убеждения людей по методам, описанным Джорджем Оруэллом в знаменитом романе "1984".
Это не наивное преувеличение: у нас уже 20 лет продолжается "лайтовая" версия убеждения людей по методам, описанным Джорджем Оруэллом в знаменитом романе "1984".
Из нас делают подопечных, а мы этого даже не понимаем...
Комментарии
Отправить комментарий