К основному контенту

Концерт цивилизаций: сино-исламский альянс

В XIX веке в Европе существовал международный порядок, который основывался на политическом и военном балансе пяти так называемых "великих держав": Великобритании, Франции, Австрии (с 1868 г. Австро-Венгрии), Пруссии (с 1871 г. Германии) и России. Позже, по мнению некоторых историков и аналитиков, к этим пяти державам добавилась шестая - Италия, процесс возникновения которой завершился в 1871 г. после присоединения последнего отдельного итальянского государства - Папской области.
Все эти шесть государств создавали между собой альянсы и вырабатывали договорённости, которые помогали избежать крупной войны: пять держав были научены опытом Наполеоновских войн, когда они позволили Франции овладеть почти всей Европой. Альянсы не раз меняли свою конфигурацию: то союзы Германии, Австро-Венгрии и России против Франции и Великобритании, то союз России, Великобритании и Франции против Германии, Австро-Венгрии и Италии, то сближение Великобритании с Австро-Венгрией и т. д. Эти смены союзов вошли в историю под названием Концерт держав или Концерт Европы. В конце концов этим державам не удалось сохранить мир, и началась Первая мировая война, которая в корне изменила международную систему. 
Главные уроки из той войны всё же не были извлечены: практика создания альянсов продолжилась и в межвоенное время. Лишь Вторая мировая война показала, чем подобное балансирование может обернуться...
После Второй мировой войны наступила война Холодная. В мире оказалось всего две сверхдержавы, и удержание баланса между ними двумя оказалось на самом деле проще, чем между несколькими державами - Третья мировая в период с 1945 по 1991 год так и не настала. Однако, Советский Союз распался, и мир опять оказался разделённым между несколькими великими державами, которые выстроили свои сферы влияния в девяти цивилизациях. Мир вернулся к Концерту, на этот раз глобальному - Концерту цивилизаций.

Отношения между цивилизациями в Концерте

Для начала стоит напомнить о мире цивилизаций, о котором я упоминал в некоторых других статьях. Теория столкновения цивилизаций была создана Самюэлем Хантингтоном как описание современной системы международных отношений, сложившейся после окончания холодной войны (хотя она проявлялась ещё на последних стадиях холодной войны, а корни противостояния цивилизаций уходят в столетия назад). По его мнению, существует девять цивилизаций, соперничающих между собой и обеспечивающих тем самым мировой баланс сил. Хотя цивилизации не привязаны строго к определённым территориям, в разных регионах мира всё же доминирует та или иная цивилизация. В своей книге Столкновение цивилизаций Хантингтон предложил следующую карту:


Девять конкурирующих цивилизаций: это цивилизации западная, православная, исламская, африканская, латиноамериканская, синская (китайская), индусская (индийская), буддистская и японская. Все эти цивилизации враждуют с одними цивилизациями, и образуют альянс с другими. Сегодня я бы хотел сосредоточить внимание на самом выразительном, и, пожалуй, одном из самых крепких из этих альянсов, при этом довольно малоизвестном. Это альянс между синской и исламской цивилизациями.

Современный сино-исламский альянс

Этот альянс возник ещё во времена холодной войны, когда Китай стал самым заметным конкурентом двух сверхдержав. Хотя с начала 1970-х годов КНР перешла от вражды с США к умеренному партнёрству (при этом оставаясь в очень холодных отношениях с СССР с начала 1960-х), руководство Китая во главе с Дэн Сяопином предпочитало держать ухо востро, и искало скрытные способы обеспечить свою безопасность от США с помощью отвлекающих манёвров, в то же время занимаясь наращиванием обороноспособности на случай войны с СССР. После военного переворота в Пакистане в 1977 году (генерал Мухаммед Зиа-уль-Хак сверг просоветского президента Зульфикара Али Бхутто) и революции в Иране в 1979 году (аятолла Рухолла Хомейни сверг шаха Мохаммеда Реза Пехлеви), у КНР появился шанс обрести союзников в противостоянии одновременно Советскому Союзу (Пакистан) и США (Иран). Союз с Пакистаном помог бы также сдерживать угрожавшую Китаю Индию, с которой Китай воевал в 1962 году.
В итоге Китай начал огромные по масштабам поставки оружия в эти две мусульманские страны, обе из которых претендовали на доминирование в исламской цивилизации. Пакистан и Иран не только получили оружие (сотни, порой и тысячи танков, ПТУР, баллистических ракет, самолётов, и даже военные корабли), но и начали производить собственное оружие по лицензии на базе китайского - особенно в этом деле преуспел Пакистан, создавший мощный ВПК с большинством предприятий сосредоточенными в районе Исламабада, включая танковый и авиационный заводы, а также сразу три предприятия по производству различных видов ракет и ПТУР.
Но венцом всей этой военно-промышленной мобилизации стало ядерное оружие. Именно китайские ядерные технологии стали решающими для создания пакистанского ядерного оружия. Пакистан при этом уже имел мощную исследовательскую базу в области ядерных технологий, благодаря человеку по имени Абдул Кадыр Хан (р. 1936) - физику и металлургу, обучавшегося современным металлургическим технологиям в европейских Берлине, Лёвене и Делфте и создавшему собственные исследовательские лаборатории. Эти лаборатории известны как Khan Research Laboratories (KRL), по-русски Исследовательские лаборатории им. Хана, располагаются в городе Кахута в 30 км от Исламабада, функционирующие как государственная компания. KRL является очень известной и популярной фирмой внутри Пакистана: на деньги KRL и лично Хана в Пакистане строятся школы и больницы, финансируются социальные проекты. У KRL даже есть собственный профессиональный футбольный клуб, довольно успешно выступающий в пакистанском чемпионате. Самого Хана в Пакистане считают национальным героем. Как ни странно, но вся эта слава базируется на пакистанской ядерной программе, которая увенчалась ядерными испытаниями в 1998 году.

"Отец" пакистанской ядерной бомбы - Абдул Кадыр Хан
Пакистан позже передавал ракетные и ядерные технологии другим странам: существуют подозрения, что именно благодаря Пакистану ядерным оружием обзавелась Северная Корея. Пакистан также помогал Ливии (та добровольно остановила ядерную программу в 2002 году), Алжиру, Сирии, а также Ирану.
Ирану ядерными технологиями, вероятно, помогал и Китай. Однако, после того, как открытая помощь Ирану стала слишком опасной для авторитета КНР, Ирану в его стремлениях стала помогать Северная Корея - фактически, "правая рука" КНР. КНДР благодаря своей неисправимо негативной репутации на Западе имеет возможность безнаказанно сотрудничать в военной сфере с другими сомнительными государствами - в том числе с Ираном и Сирией.
Китай помогал поставками вооружений и военных технологий также Ираку времён Саддама Хусейна, несмотря на его непримиримую вражду с Ираном. Ядерная программа Ирака, заметно подорванная в 1982 году Израилем (операция "Опера" по уничтожению иракского реактора), тоже зависела от китайской, позже и от северокорейской помощи.
Сотрудничество с другими исламскими странами менее выразительно, но тоже имеется: Китай поставлял вооружение и, например, Саудовской Аравии - культурному оплоту ислама. Помощь Саудовской Аравии, однако, противоречива из-за её стратегического сотрудничества с США, поэтому ей Китай помогает в меньшей мере, чем Пакистану и Ирану. Сотрудничество с Ираном было значительно ограничено из-за оружейного эмбарго. С Пакистаном же у Китая остаётся крепкий военный союз, составляющий костяк сино-исламского альянса.

Пакистанский тренировочный самолёт Каракорум-8, он же - китайский Хунду JL-8

Пакистанский фрегат типа "Зульфикар", он же - китайский P-22

Пакистанский истребитель JF-17 Thunder, он же - китайский FC-1 Сяолун

Пакистанская ПТУР Анза МК-II, на базе китайской ракеты QW-1 Vanguard

Танк Аль-Халид, на базе китайского танка Тип 90-II

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная улица в Гомеле

Идея пешеходной улицы         Пешеходная улица - неотъемлемая часть большинства европейских городов. Этот объект имеет особое значение в социальной и экономической жизни города - это то место, где его жители и гости отдыхают и делают покупки. Во многих городах пешеходная улица является хлебным местом как для муниципальных властей, так для частных предпринимателей, туристов и простых горожан.         В Гомеле пешеходных улиц нету (если не считать ул. Набережную, которая, однако, не является улицей в классическом понимании), хотя пешеходные улицы в Беларуси не являются новшеством. Такие улицы в постоянном режиме функционируют в Могилёве (ул. Ленинская), Витебске (ул. Суворова), Гродно (ул. Советская и Мостовая), Бресте (ул. Советская), Бобруйске (ул. Социалистическая), Молодечно (ул. Притыцкого), Кобрине (ул. Суворова). В Барановичах есть две пешеходных улицы - бульвар Штоккерау и бульвар Хейнола - которые, правда, являются скорее декоратив...

Социал-демократия и её минусы

Социал-демократы в Европе Если понаблюдать за парламентскими выборами в демократических странах Европы, можно заметить, что избиратели чаще всего выбирают между тремя-четырьмя политическими течениями: социал-демократией, консерватизмом, либерализмом и, в некоторых случаях, христианской демократией. В некоторых странах - например, в Великобритании - соперничество идёт в основном между социал-демократами (британские лейбористы) и консерваторами. Социал-демократия - достаточно популярное направление, хотя в последние годы социал-демократы несколько уступают либо консерваторам, либералам и христианским демократам, либо более новомодным и радикальным направлениям, вроде аграрианизма, демократического социализма. На сегодняшний день в Европе в 13 странах социал-демократические партии являются основными правящими: в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Дании, Франции, Италии, Литве, Мальте, Черногории, Румынии, Словакии, Швеции и Украине. В некоторых европейских странах социал-демократ...

Белорусские поставки оружия в третьи страны - любопытные факты и цифры

Кому режим продаёт технику?         Возможно для кого-то это будет открытием, но Беларусь - страна, которую многие жители Европы и США с трудом могут описать или даже показать на карте - обладает одной из крупнейших армий на европейском континенте и не только на нём. Например, численность белорусской армии превышает численность канадской, причём это касается как численности активных служащих, так и резерва. В Беларуси около 73 000 активных военнослужащих и ещё около 400 000 в резерве - по суммарной численности белорусские ВС не уступают Бундесверу, ВС Франции и Италии. Однако, на фоне своих соседей - России, Украины и Польши - Беларусь выглядит более чем скромно.         Внушительно и количество военной техники, которой располагает РБ. Конечно, злые языки могут заявить, что Беларуси просто-напросто досталось обширное военное наследие со времён СССР и несмотря на внушительные количественные показатели техника явля...