После продолжительного перерыва я, наконец-то, нашёл время написать про вторую часть своего транзита из Беларуси в Польшу через Украину. Сначала хотел бы извиниться за столь продолжительную задержку: это были очень насыщенные три недели.
В первой части я писал о путешествии из Гомеля в Нежин через Чернигов. Теперь настало время более наболевшей темы: что сейчас (по состоянию на 27 июня) происходит в Киеве?
Из Нежина в Киев я поехал электричкой около 15:30. Проведя около часа на железнодорожном вокзале, который практически не отличается от провинциальных белорусских, я сел в "комфортную" электричку Шостка-Киев. "Комфортная" электричка (офиц. "электропоезд повышенного комфорта") - это бывшее, прижившееся название т. н. "региональных поездов". Классификацию поездов в Украине поменяли перед Евро 2012, наделив поезда "европейскими" названиями вроде Интерсити+, повысив при этом тарифы за проезд, хотя уровень обслуживания не изменился, а местами и вовсе понизился. В Южной Корее были специально заказаны современные поезда и составы Hyundai Rotem, которые пустили между Киевом и крупнейшими украинскими городами - некое подобие швейцарских "Штадлеров" на белорусских региональных линиях бизнесс-класса. Железную дорогу под эти поезда, правда, не приспособили, и несмотря на украинский скоростной рекорд, ездят они не очень быстро.
|
Вокзал в Нежине |
|
Один из пресловутых украинских "Хёндаев" на львовском вокзале |
|
ЕР-9М - типичная украинская электричка |
|
Вагон первого класса в украинском региональном поезде |
Я поехал в вагоне первого класса. Не помню, ездил ли я в первом классе в сидячем вагоне в Беларуси, но помню, что уже во втором были очень мягкие сиденья и телевизор. Украинский первый класс - это вагон с удобными чудной формы сиденьями, огромным пространством для ног и столиками, но без телевизора.
Ехать нужно было всего полтора часа. Я только-только решил от нечего делать почитать книгу, полагая, что поезд ещё не доехал до Броваров, как электричка остановилась уже на остановке "Дарница-депо". Через 5-7 минут поезд уже приехал на станцию "Дарница". Станция не меняется со времён подготовки к Евро 2012: платформы с вроде бы ещё новыми, но уже проржавевшими и пожелтевшими металлическими и пластмассовыми козырьками и деталями; серая законсервированная громадина недостроенного дарницкого вокзала, который должны были сдать лет 4-5 назад - в общем, всё как обычно. Потом были высотные дома, которые я в последний раз видел ещё строящимися, новый мост через Днепр, и такой знакомый скайлайн над рекой.
|
Станция "Дарница" |
|
Те самые высотные дома |
|
Одесса, Львов, Луганск... В свете последних событий у многих эти названия связываются с определёнными ассоциациями и событиями, нередко в искажённом виде |
|
Правый берег |
Вскоре поезд прибыл на северные платформы станции "Киев-Пассажирский". Хотя я знал, что на киевском вокзале абсолютно ничего не происходило даже в самые лютые часы революции (если не считать перебоев в движении поездов), когда я поднимался с платформы по лестнице, я подсознательно ожидал увидеть на Вокзальной площади что-нибудь необычное. Ожидания были напрасны - киевский вокзал не изменился ни капли: всё то же столпотворение людей, машин, разнообразных киосков, забегаловок и стихийных рынков. По сравнению с просторнейшими привокзальными площадями в Минске и Гомеле, площадь перед киевским центральным вокзалом кажется чайной лавкой для слона.
|
Традиционный вид Вокзальной площади в Киеве |
Я практически сразу пошёл в метро: не терпелось поскорее оказаться на Крещатике. Поехал до "Тетральной", чтобы пройти по большей части самой знаменитой улицы столицы. Когда я вышел из метро на улицу Богдана Хмельницкого, я как будто оказался в абсолютно другом городе, в каком-то альтернативном Киеве. Может быть это оттого, что я в последний раз ходил по Крещатику то ли в прошлом году, то ли в 2012-м перед парламентскими выборами - помню, тогда на Крещатике стояли палатки политических партий.
Сейчас на Крещатике тоже стоят палатки, только не маленькие агитационные, а огромные военные, и стоят они не скромно, на краю тротуара, а прямо на проезжей части. Пешеходная часть Крещатика, ранее организуемая по выходным и праздникам, теперь постоянна и отделена символичными баррикадами. Киевский ЦУМ, в котором я был однажды, ныне на реконструкции: здание, судя по всему, вообще снесено и спрятано за огромную патриотическую растяжку.
Первое впечатление: "О, что-то новенькое". После того, как прошла моя мини-эйфория, я про себя подметил, что у этих баррикад скорее музейный вид - раньше они были намного мощнее. Но в случае необходимости мобилизировать Майдан эти баррикады, я думаю, в считанные минуты можно превратить в труднопроходимый бастион.
Ещё на пути к Крещатику мне бросились на глаза анти-путинизмы: призывы бойкотировать российские товары, расклеянные по всему центру, и критическая живопись на стенах.
Среди палаток преобладают палатки под националистическими красно-чёрными флагами, при этом каждая палатка представляет либо какую-нибудь организацию (например, УНА-УНСО), либо просто отдельные города, преимущественно западно-украинские: Турку (не финский город Турку, разумеется, а город Турка - райцентр во Львовской области, столица бойков - обособленной этнической группы украинцев), Коломыю, Львов и т. д. Были и показательные палатки с надписями "Крим" (с режущим глаз крымским флагом), "Донецк"+"Мариуполь"+"Краматорск", "Харків"+"Лозова" и т. д. - всего 30 палаток.
|
Палатка "Залізної сотні" |
|
Определённый, особый порядок на Майдане всё же есть |
На Майдане я не встретил ни одного злого "бандеровца", о которых ходит молва. Даже обитатели палатки широко известной парамилитаристской организации УНА-УНСО занимались себе своими делами, пока я фотографировал их долгосрочное пристанище. Люди спокойно фотографируются на фоне палаток и баррикад - как будто центр Киева так выглядел уже десятилетиями и эти укрепления являются одним из традиционных туристических мест. Продавцы сувениров делают немалые деньги на Майдане: повсюду стоят лавки, где можно купить какую-нибудь "бандеровскую" или анти-путинскую безделушку, или красно-чёрные флажки разных мастей. Что поделать, если у большинства наших людей такая природа - зарабатывать где бы там ни было.
Конечно, я попал на Майдан, когда он был уже достаточно далёк от своего апогея. Но даже при таком его состоянии я впервые почувствовал Майдан реально народным местом, без дорогих авто (особенно с российскими номерами) и богато одетых людей, увлечённых пафосными разговорами, и выглядящих абсолютно не в тему с главной площадью ищущей волю страны.
Никакого разбоя, всё абсолютно мирно. Единственный увиденный БТР выглядел скромно и сувенирно.
|
Повсюду обыкновенные туристы, фотографирующиеся на фоне новых, мейнстримовых достопримечательностей |
|
Единственный БТР на всём пути |
Отдельное внимание я хотел бы уделить некоторым знаковым объектам на Майдане.
Во-первых, знаменитая
"йолка". Несмотря на то, что 2014-й год с нами вот уже более 6-ти месяцев, "йолка" до сих пор стоит во всей красе. Правда, когда-то, в самом начале протестов, бóльшую её часть покрывал портрет Юлии Тимошенко. Увы, Юлия Тимошенко себя удивительным образом сдискредитировала при своём освобождении из Качановской колонии и отправилась прямиком на "политическое кладбище", став, судя по всему, достоянием истории украинской политики, подобно Януковичу и Ющенко. Традиционной линии продвижения "в президенты после премьерства" (именно таким был путь Кучмы, Ющенко и Януковича) у всенародной Юли не получилось. И портрет её больше не украшает "новогоднюю" красавицу. С развитием событий на "йолке" появились лозунги против Путина и призывающие русских к борьбе против путинского режима.
Мемориал Небесной сотни. Подобно тому, как во время Оранжевой революции полулегендарной героиней стала знаменитая патриотка баба Параска (которая потом своими усилиями пыталась помирить рассорившихся Ющенко и Тимошенко), во время Евромайдана появилась своя легенда - Небесная сотня, люди, погибшие на Майдане за волю Украины. Известия о первых жертвах 22 января стали катализатором действий: Евромайдан из мирного протеста превратился в долгосрочное восстание, арену боевых действий. В феврале более сотни людей погибло, неизвестное количество людей сгорело заживо в Доме профсоюзов.
Памятники Небесной сотне можно увидеть повсюду на Майдане. На одном из рекламных щитов даже разместили стихотворение, посвящённое Сотне.
Основной мемориал Небесной сотни расположился на улице Институтской, где в итоге и погибло большинство людей. Именно там, на улице, которую скоро переименуют на улицу Героев Небесной сотни, оставили несколько рядов самых массивных баррикад. Повсюду кресты и фотографии погибших, цветы. Иностранные журналисты снимаются на фоне мемориала, чтобы рассказать всему миру о нынешнем Майдане и о его героях. Непередаваемо то ощущение, когда вспоминаешь, что это не параллельная вселенная, а Киев, город, который находится всего лишь в каких-то 250 км от нас. И тут свершилась революция, и появилась новая народная легенда, новая глава в истории.
Дом профсоюзов. Одна из доминант Майдана, большое здание с часовой башней наверху, во время восстания было охвачено огнём и сгорело изнутри до тла. На здание, скорее всего, перекинулся огонь с шин, хотя некоторые говорят, что оно было намеренно подожжено "беркутовцами" - там находился один из главных опорных пунктов Евромайдана. Многие из нас видели фотографии и видео, на которых Майдан и Дом профсоюзов охвачены огнём. Неизвестно, сколько людей погибло внутри. Во время пожара, который долго не удавалось потушить, люди боялись, что здание вовсе рухнет, как когда-то в Нью-Йорке рухнули башни ВТЦ. Но здание сталинской постройки устояло, и теперь укрыто огромным баннером с, пожалуй, самым известным нынче украинским лозунгом. О былой трагедии свидетельствуют чёрные подпалины, которые видны со стороны Европейской площади.
Нечто похожее повторилось в одесском Доме профсоюзов 2 мая...
Напротив Дома профсоюзов - выставка каррикатур, причём не только связанных с Евромайданом, но ещё и картинки 4-летней давности, основной темой которых являются президенсткие выборы 2010, исход которых, как многие считают, предопределил дальнейшее развитие событий с 2010-го года по наши дни.
На одном из первоначальных центров обороны - Европейской площади - остатки не менее знаменитого "Автомайдана", большой баннер на Украинском доме, практически аналогичный тому, что закрывает реконструирующийся ЦУМ, европейские и украинские флаги вокруг футбольного мяча вместо флагов сборных участников Евро 2012, и наклейки откровенно полюбившегося российским СМИ "Правого сектора" на указателях.
Свой путь я продолжил по улице, названной в честь первого и последнего президента Украинской Народной Республики - Михаила Грушевского. Эта улица стала ареной первых открытых боёв за всю историю политического кризиса в Украине. Имена первых жертв, погибших непосредственно в бою, буквально под уже отреставрированными воротами стадиона "Динамо" - Сергей Нигоян и Михаил Грушевский. Украинский армянин, сын эмигрантов из Нагорного Карабаха, и белорус - уроженец Гомеля. Мемориал в честь Нигояна и ещё одного армянина - гражданина Грузии, жителя Ровно Георгия Арутюняна расположился в одном из углов Майдана, в то время как мемориал Жизневского с бел-чырвона-белым штандартом соорудили прямо посреди проезжей части на Грушевского.
|
Мемориал армянам - Героям Майдана |
|
Вход в стадион "Динамо" после революции |
|
Мемориал Жизневского. Вверху слева на него задумчиво смотрит "свидетель" событий Валерий Лобановский |
Далее я прошёл мимо Кабмина. Дорогие машины, пафосные люди в дорогих костюмах - будто и не было боёв. Лишь мощные металлические щиты, заграждающие здание украинского правительства, напоминают о происходившем в центре украинской столицы.
Здание Верховной Рады охраняет одна из майдановских сотен. Бойцы сотни находятся прямо на территории парламента вместе с охранниками. Видимо, сотня действует и как стимул для народных депутатов голосовать правильно.
|
Здание ВР. Бойцы сотни находились слева от здания и во дворе. На этом фото можно рассмотреть только охранников у левого входа. |
Моё свободное время постепенно подходило к концу, и я поспешил к станции метро "Арсенальная". Только когда я встал на ступеньки первого эскалатора, я вспомнил, что это самая глубокая станция метро в мире. Движение по двум эскалаторам огромной длины продолжалось едва ли не 7-10 минут.
|
Нижний эскалатор на Арсенальной. Верхний раза в 1,5-2 длиннее |
На этом моменте я, пожалуй, завершу свой запоздалый репортаж из Киева. Часть 3 будет посвящена Западной Украине и ближайшему к ней Подкарпатскому воеводству Польши.
До встречи!
Комментарии
Отправить комментарий